Пятая колонка

Главная // Пятая колонка // Разговор слепого с глухими

Разговор слепого с глухими

Кямран Агаев: О выступлении Набиуллиной в Госдуме

15.11.2016 • Кямран Агаев

Эльвира Набиуллина. Фото: resfed.com

14 ноября председатель ЦБ РФ Э. Набиуллина выступила на объединённом заседании комитетов Госдумы по финансовому рынку, по бюджету и налогам и по экономической политике. Стенограмма выступления размещена на сайте ЦБ.

Главный банкир страны является пожалуй наиболее стойким из путинского окружения, которая упорно не желает видеть политическую подоплеку нынешнего финансово-экономического кризиса, переживаемого Россией. Даже бывший министр финансов А. Кудрин и тот на одном из заседаний в Кремле осмелился предложить хозяину "снизить геополитическую напряженность".

Набиуллина же в своих выступлениях, статьях, интервью, видимо по карьеристским причинам, настойчиво продолжает уводить в сторону первопричину положения, в котором оказались экономика и финансы страны — агрессия Путина против Украины, приведшая к резкому ухудшению международной политической, энергетической и финансовой конъюнктуры, резкому падению валютных и сырьевых бирж. Ответом на действия Путина стали закономерные экономические санкции, введенные США и ЕС, а также их союзниками.

В таком же верноподданническом духе было и очередное выступление Набиуллиной, на этот раз перед членами трёх экономических комитетов Госдумы, которая, также как и Совет Федерации, несет прямую ответственность за поддержку агрессивного курса путинского режима и, соответственно, разрастание финансово-экономического кризиса в стране. Поэтому это совместное центробанковское-госдумовское мероприятие можно без преувеличения назвать разговор слепого с глухими.

Тем не менее, все же есть смысл остановиться на отдельных, наиболее характерных моментах довольно длинной речи Набиуллиной, чтобы еще раз убедиться в противоречивости и двойственности политики по выходу из кризиса, на что претенциозно претендует председатель ЦБ.

Уже в самом начале Набиуллина, сама того не подозревая, вынесла приговор своему кремлевскому шефу. Восстанавливая, по её словам, некоторую ретроспективу событий, "запамятовав" про Крым и Донбасс, она заявила о том, что "…осенью 2014 года нашей экономике пришлось выдержать, по сути, двойной удар от масштабного падения цен на нефть, и ситуацию усугубил пришедшийся на конец 2014 года пик выплат по внешнему долгу. В то время как раз были введены ограничения для внешнего рефинансирования на зарубежных рынках капитала. По нашим оценкам, недополученная валюта в страну в годовом исчислении составляла где-то около 200 миллиардов долларов США".

Это только малая часть последствий аннексии Крыма и поддержки вооруженного сепаратизма на востоке Украины, которые и следовало бы назвать двойным ударом по экономике, а не сдвигать акценты, как это делает Набиуллина. Широкие международные санкции при этом лишь вскользь названы как "ограничения для внешнего рефинансирования".

Кроме того, к "недополученной валюте" она почему-то не добавила недополученные из-за санкций современную технологию и необходимое оборудование, без которых не могут функционировать многие сектора российской экономики, прежде всего добывающие отрасли. А как быть с сирийской операцией, которую Путин бессовестно и бесчеловечно назвал "тренировками без ущерба бюджету"? По подсчетам РБК, военная кампания России в Сирии за год, начиная с 30 сентября 2015 года могла обойтись бюджету не менее чем в 58 млрд. рублей.

Не вызывает сомнений, что вред нанесенный путинским авантюризмом экономике и финансам страны, в виде недополученных валютных средств, технологии, оборудования, необходимых товаров и услуг, а также упущенной выгоды ещё предстоит объективно проанализировать и дать соответствующую оценку.

Проблема состоит в том, что этот авантюристический курс продолжается, умалчивается ближайшими слугами Путина и обставляется всевозможными "сценариями" и "вариантами" перестройки экономики и придумыванием некоей "новой модели роста". При этом их ограниченность и тупиковость состоит в том, что все они строятся вокруг прогнозов динамики нефтяных цен.

Это ещё раз мы увидели в выступлении Набиуллиной, вынужденной признать, что "наша экономика продолжает в значительной степени зависеть от цен на нефть". Предлагается спасительный базовый сценарий — цена на нефть на уровне 40 долларов за баррель в течение трех лет. "При этом темпы роста экономики будут постепенно повышаться, и мы исходим из того, что это будет сбалансированный рост: плавно будут восстанавливаться как потребительский, так и инвестиционный спросы, улучшаться настроения населения и производителей", — бодро отрапортовала выступающая.

При этом, чтобы не расстраивать кремлевского хозяина, она сочла маловероятной реализацию, по её словам, "рискового сценария", при котором цена на нефть упадет до 25 долларов за баррель. "Но, тем не менее, на наш взгляд, такой сценарий у нас всегда должен быть в запасе", — сказала она. Скорее этот вполне вероятный сценарий следует назвать более подходящим словом — убийственный, так как при нем произойдет не только падение ВВП, но и окончательное разбалансирование бюджета.

Нефтяной фактор как проклятие всегда будет довлеть над окружением Путина, которое способствовало ему "профукать" благоприятную мировую энергетическую конъюнктуру, принесшую многомиллиардные доходы, бездумно потраченные не на перестройку экономики, а на различные политические авантюры.

Теперь бывшая министр экономического развития Набиуллина, как ни в чем не бывало, как будто бы не было потерянного времени и средств, заявляет, что оказывается "прежняя модель экономики, основанная на экспорте сырья и стимулировании потребления, в том числе через потребительское кредитование, исчерпана". Добавив, что это проявилось еще в "затухании темпов роста" в годы, предшествующие кризису и падению цен на нефть. Ведь именно на эти годы и пришлось её министерское кресло.

Забыв про свои прежние, как показала практика, бессмысленные наработки в МЭР, Набиуллина отметила, что эксперты ЦБ, дескать, зафиксировали наметившиеся признаки восстановления экономики и уже в следующем году якобы ожидают небольшой прирост ВВП страны. Однако в отсутствие структурных изменений темпы роста экономики, по словам главы ЦБ, в ближайшие годы останутся ниже 2%.

Не изменив своему амплуа бесконечной "приверженности структурным изменениям", Набиуллина пояснила, что "восстановление может быть растянуто во времени, так как факторы должны быть иными, чем до падения цен на нефть. Мы все это прекрасно понимаем и говорим о смене модели поведения экономики, модели ее развития". Чем вызывала удовольствие "коллег" из Госдумы, у которых опять будет много времени для "реформирования" экономики и соответственно депутатской деятельности "на благо народа".

Между тем, не только у многочисленных экономических "деятелей" исполнительной и законодательной власти (чего стоят аж три комитета Госдумы), по прогнозу Набиуллиной, растянется время. Главное, что оно растянется до беспредела для власти их кремлёвского хозяина, ради чего эти деятели и собираются, чтобы за разговорами о смене "модели поведения экономики" законсервировать модель поведения прогнившего, обанкротившегося как в политическом, так и экономическом отношении правящего режима.

Возмутительно, что это позорище происходит под демагогические разговоры нацлидера о том, что он, дескать, " суверенитетом не торгует". И этот тупиковый курс продолжается на глазах у всей страны, большинство населения которого больше озабочено выборами в США, чем застарелыми коррупционными хроническими проблемами в своем доме.

А как, в таком случае назвать, то чем торгуют экономические слуги Путина. В тот момент, когда Набиуллина теоретизировала в Госдуме её сменщик в МЭР Алексей Улюкаев был задержан с поличным по подозрению в "вымогательстве взятки у представителей "Роснефти", сопряженном с угрозами". Следственный комитет России сообщил о получении господином Улюкаевым 2 млн. долларов "за выданную Минэкономразвития положительную оценку, позволившую "Роснефти" осуществить сделку по приобретению государственного пакета акций "Башнефти" в размере 50%".

Об авторе:

Кямран Агаев