Пятая колонка

Главная // Пятая колонка // Куда податься бедному коррупционеру? Часть 2

Куда податься бедному коррупционеру? Часть 2

Хаим Калин: Все ошибки, которые ВВП мог совершить, он уже сделал

28.11.2016 • Хаим Калин

Хаим Калин. Фото из личного архива

В прологе темы "Куда податься бедному коррупционеру. Часть 1" я разбирал тезис о том, что ширящаяся антикоррупционная кампания представляет персоналистской власти В. Путина серьезную угрозу. И не в абстрактной, а в весьма близкой перспективе; не исключено, что российский президент, нацелившийся загрузить властную надстройку в гигантский автозак, и до ближайших выборов не дотянет, угодив в свой столыпинский вагон.

Санация развращенного воровством организма, аккумулировавшего невиданные состояния, на мой взгляд, самый крупный промах ВВП, не остуди он в одночасье пыл, который сулит фатальную для его политической карьерой отдачу. Шла бы речь о массовых увольнениях среди власть предержащих с дозированным и не афишируемом отъёмом пиратских поживы, коей некогда Кормчий потакал и сам, куда ни шло. Тут же чуть не еженедельные посадки топ-функционеров, чреватые неподъемными сроками отсидки.

Стало быть, на повестке дня не болезненное перераспределение неправедно нажитых состояний, а куда страшнее – ликвидация их владельцев как класс, настолько процесс выглядит необратимым. И если совсем недавно жупелом для путинской опричнины служила несистемная оппозиция, то сегодня – путинская воровская вертикаль, некогда плоть от плоти режима.

Что это? Продуманный механизм реабилитации управленческой модели, в свое время формировавшейся по принципам общака? Нестандартный, выверенный ход, парализующий волю зарвавшихся хапуг своей непредсказуемостью? Как бы не так…

Перед нами незатейный, из области криминальной психологии, трюк – "взять на слабо", описанный мною в одной из статей цикла "Личность Путина". Та самая ухарская, игнорирующая последствия дерзость, которая послужила горючим для вторжения путинских гибридоидов в Украину. Рассчитано все на примитивные рефлексы животного мира, как то страх, взывающий перед лицом более крупного хищника умалить аппетит или к бегству. Только оппонент не стадо пугливых газелей, а миллионы нюхавших крови хищников, прошедших жестокий естественный отбор.

Да, верно, нынешний модус вивенди путинской вертикали – это рабское преклонение перед иерархически более высокими звеньями управленческой цепи, не говоря уже о Верховном Главнокомандующем. Но то – при соблюдении негласного, но прописанного практикой модус операнди – княжение на отведенной для сбора дани территории. Коль ВВП тем незримым контрактом прилюдно подтерся, то и вторая сторона не столько свободна от вассальских обязательств, сколько отчаянно ищет пути физически уцелеть, спасая разом свои состояния, не поддающиеся учету.

Той панике отчаяния между тем предстоит длится недолго. Еще месяц-второй сталинщины в путинской редакции – и вертикаль прозреет: кроме как свергнуть Инквизитора, остаться на плаву с добычей не дано. После чего засучит рукава, по мере нагнетания террора целенаправленно организуясь. До тех пор, пока, так или иначе, не отлучит от должности Чистильщика, попутавшего размер, время и качество своих лишенных стратегии упражнений.

Как отметил один из читателей моей первой главы, путинская вертикаль – это не скопище примитивных захребетников, а армия бойцовских четвероногих, клыками продравшихся к гигантской кормушке власти. Между ними и гэкачепистами, наложившими в штаны, фактически, от толпы зевак, ничего общего. Им есть, за что и чем драться, причем совершенно необязательно извлекая шашки из ножен. Как и совершенно безосновательно упование ВВП на силовой блок в качества гаранта пожизненного президентства. Те такие же прожженные коррупционеры, как и все прочие.

Как по мне, российский государственный переворот в эпоху IT технологий – это сотня SMS от ведущих силовиков, министров и губернаторов, объявляющих президенту вотум недоверия с прописанными в нем гарантиями личной и имущественной безопасности, объяви ВВП об отставке. Ну а убежище, как думается в Швейцарии, не исключено в Санкт-Галлене, где недавний враг №1 не без удовольствия и злорадства предоставит ВВП свое шале в бессрочный наем. Ни в одной из стран постсоветского пространства заговорщики В. Путина не потерпят.

О конфигурации, сущностных характеристиках и лидерах постпутинского транзита гадать не стоит – чистой воды конспирология. Зато совершенно очевидно: дабы свести концы с концами в тектонически проблемной, чреватой гигантской Помпеей стране у неокремлевцев (некогда запутинцев) нет ни одного шанса, если не привлечь к управлению высшего и среднего уровня несистемных либералов. Тем самым не повторить ошибку ВВП, стоявшего перед выбором – последовательная социально-экономическая либерализация либо… тот тупик, куда российский президент себя в конечном итоге и загнал.

Тем не менее, как представляется, интенсивная европеизация постпутинской России на первых порах вряд ли осуществима. Не столько потому, что неокремлевцам таковая не по зубам, сколько требует качественных преобразований общества, маловероятных в обозримой перспективе. Трагедия России в том, что ее лицом стал собирательный Шариков – сечины-миллеры-зюгановы, а не, скажем, Немцов. Так что на постпутинской повестке, похоже, уместен общественно-политический гибрид – синтез китайского, гонконгского и, разумеется, европейского путей развития.

Теперь мы подходим к узловому моменту темы: стоит ли прогрессистам бросать недавним запутинцам, клевретам одиозного режима, спасательный круг, наступи день Х. Во-первых, сообщество казнокрадов обречено произвести в своих рядах положительную селекцию; отрицать, что среди путинских функционеров есть вменяемые и высококвалифицированные персонажи, не стоит. Во-вторых, выбор не велик: либо общественный хаос с очагами кровавой междоусобицы, либо постепенные, продуманные реформы по оздоровлению тяжело больного общества. В-третьих, влияние прогрессистов на умы россиян, сделавших выбор в пользу Шариковых, ровно то, которое отражено в результатах последних выборов в Думу, сколько бы тот задел в условиях господства автократии не казался условным. Да и сам реалполитик, пока правящий на планете бал, – это извечный поиск компромисса, порой с самим дьяволом.

И, в последних, куда лучше, если неокремлевцы вступят в стратегический союз с прогрессистами, нежели с националистами и экстремистами всех мастей. Так что запасаемся терпением: все ошибки, которые ВВП мог совершить, он уже сделал.

Об авторе:

Хаим Калин