Пятая колонка

Главная // Пятая колонка // Орденоносцы

Орденоносцы

Вадим Зайдман: Шендерович мне друг, но...

13.08.2020 • Вадим Зайдман

Владимир Спиваков и орден Франциска Скорины. Иллюстрация: babr24.com

У меня две новости для поклонников Виктора Шендеровича – хорошая и плохая.

Хорошая заключается в том, что Виктора Анатольевича не обманул трюк Владимира Спивакова, показательно вернувшего орден белорусскому тирану, но без всяких рефлексий продолжающего носить цацки, полученные от серийного кремлевского убийцы. "Владимиру Теодоровичу еще совершенно не западло носить на себе ордена, полученные от Путина, рядом с которым белорусский тиран – явление типовое и мелкое", – совершенно верно пишет Шендерович.

Плохая же новость заключается в том, что далеко не ко всем деятелям культуры Виктор Анатольевич подходит с такой строгой нравственной меркой.

Полтора года назад орден от Путина по случаю своего 85-летия получил Михаил Жванецкий. Защищая сатирика от шквала критики, обрушившегося на него за то, что он принял награду из рук кремлевского Чикатило, Виктор Анатольевич писал:

"Нам бы хотелось, чтобы Паваротти еще и прыгал в высоту. Мысль о том, что он создан природой для чего-то другого, не кажется нам оправданием его слабых результатов в этой дисциплине".

И далее Шендерович поясняет нам, несмышленышам: "...дар гражданина, – великолепное, почти уникальное исключение. Это не то, чего можно требовать от человека всем трудовым коллективом!"

В свое время подробно о "Казусе Жванецкого" я писал здесь. Сейчас замечу лишь следующее.

Во-первых, снимаю шляпу перед этим, своего рода, ноу-хау Шендеровича: оказывается, для того, чтобы быть гражданином, нужен талант, особый дар – такой же, как уникальный голос или артистизм... Я-то до этого по простоте душевной полагал, что для внятной гражданской позиции человеку нужна элементарная совесть, чувство сопричастности происходящему, в авторитарной стране – конечно, определенное мужество.

Но допустим – чтобы быть гражданином, нужен особый талант. Но почему Виктор Анатольевич не прощает отсутствие этого таланта Спивакову, но устраивает выволочку тем, кто не прощает того же Жванецкому, Райкину (Константину), Захарову, Табакову?

Хочу быть правильно понятым – прежде всего самим Виктором Анатольевичем.

Я абсолютно солидарен с его позицией относительно Владимира Спивакова. Подписываюсь под каждым словом. У меня вызывает недоумение лишь следующее: почему от перечисленных деятелей культуры Шендерович не требует установления спортивных рекордов (иметь талант гражданина), а от главного виртуоза Москвы – требует? Почему требует прекратить вываливать Жванецкого и Ко "в дегте и перьях, громко крича о том, что Паваротти для нас закончился", и вообще заканчивать это профсоюзное собрание – а в отношении Спивакова сам, по сути, такое собрание, с разбором персонального дела Владимира Теодоровича, затеял – и совершенно справедливо затеял.

Почему Жванецкому (уроженцу Одессы) принять орден от Путина в 2019 году можно, и его талант и былые заслуги являются индульгенцией от всякой критики его сегодняшнего конформизма (а ведь с деятелей культуры, сеющих разумное, доброе, вечное, совестей нации – больше спрос), а Спивакову сегодня – нельзя? – Хотя у Спивакова в его области талант и заслуги не меньшие, чем у Жванецкого.

Виктор Анатольевич – человек, тоже тонко чувствующий. Прежде всего, любую фальшь, любое проявление двоемыслия – это хорошо видно по его текстам.

В России жить велено долго. Будем надеяться, он заметит это кричащее несоответствие своего отношения к разным деятелям культуры по одному и тому же вопросу.

Об авторе:

Вадим Зайдман

Вадим Зайдман

Родился в 1964 году в Запорожье. Окончил машиностроительный институт, работал инженером. В 90-е уволился с предприятия и занялся мелким бизнесом. В те же годы выпустил несколько книг для детей и подростков. В 2001 году эмигрировал в Германию, в Нюрнберг. В 2004 году открыл небольшое бюро путешествий и экскурсий, в конце того же года вместе с...