Пятая колонка

Главная // Пятая колонка // Как нам реорганизовать государственный аппарат

Как нам реорганизовать государственный аппарат

Зиновий Каменев: Под этот запрет подпадут и некоторые нынешние оппозиционеры

10.02.2019 • Зиновий Каменев

Люстрация

Нарастающая внешне- и внутриполитическая изоляция путинизма, идейное банкротство доктрин, на которых базируется режим (банкротство как доктрин "примитивно монетаристского" экономического либерализма Кудрина-Чубайса и "суверенной демократии" Суркова, так и "рыночного сталинизма" Бушкова-Мединского вкупе с "русским миром"), ставят перед нами с все большей очевидностью задачу набросать, хотя бы эскизно, план демонтажа вертикали власти.

Попробуем, не растекаясь мыслью по древу, в данной статье очертить в самой общей форме план перестройки государственного аппарата.

Эту задачу многие уже ставят перед собой.

Наметились и два магистральных пути подобной перестройки:

  1. "При нас все будет как при дедушке!" — эта мысль проводится различного рода "умеренными".
  2. "До основанья, а затем!" — это, естественно, мысль "радикалов".

С "умеренными" все понятно. Правление Б.Н. Ельцина еще не забыто многими. И не только поэтому я считаю этот путь тупиковым.

После того как "умеренными" был слит протест 2011-2012 гг., любые, даже самые изощренные планы преобразований, возникающие в этой среде, ждет та же судьба, что и планы "умеренных" накануне февраля 1917 года: выражаясь словами одного из участников предфевральских событий, "слишком много было сделано для того, чтобы быть повешенными, и слишком мало для реальных дел".

Увы, плоды напряженной умственной деятельности как прожженного хитреца Глеба Павловского, так и умнейшего аналитика Сергея Белановского ждет та же судьба, что и программы Милюкова-Гучкова. Их отвергнет жизнь, которая потребует более глубоких перемен.

С "радикалами" все сложнее. Много громких слов, но, увы, ничего больше. Здравые мысли зачастую тонут в потоке самой низкопробной демагогии. Вступая в диалоге в том же фейсбуке с представителями "радикального лагеря", чаще всего встречаешь удивительнейший инфантилизм в вопросах государственного строительства.

И потому после таких разговоров вспоминается эпизод из первой серии известного советского сериала "Государственная граница".

Тот самый, в котором ворвавшийся на другой день после штурма Зимнего в штаб Корпуса пограничной стражи большевистский комиссар объявляет, что революция упразднила границы, а в здании штаба будет отныне размещен "Музей раскрепощенного быта". Жизнь, как известно, быстро и безжалостно поставила на место любителей подобных фантазий. Тип этот, однако, весьма живуч в нашей стране и очень быстро вылезает на авансцену в эпоху радикальных перемен.

А что же все-таки делать? "Люстрация!" — все громче слышим мы ответ.

Да, именно люстрация. При всех сложностях ее проведения, при всех издержках, о которых справедливо предупреждали Вацлав Гавел и Лех Валенса. Самая близкая по времени — это люстрация, проведенная постмайдановской властью в Украине. Давайте посмотрим для примера, как наши соседи ее провели.

Согласно положениям закона "Об очищении власти", не допускаются к участию в управлении государственными делами лица, которые своими решениями, действиями или бездействием осуществляли деяния (или способствовали им), направленные на:

— узурпацию власти В. Януковичем;

— подрыв основ национальной безопасности и обороны Украины;

— противоправное нарушение прав и свобод граждан.

Запрет вводится на занятие определенных государственных должностей в течение 10 лет.

Кроме того, люстрации подлежат бывшие функционеры КПСС и работники КГБ СССР. Наконец, не довольствуясь этим, деятельность Коммунистической партии Украины запрещена, партия эта распущена.

Обычно я стараюсь публично не выступать с критикой того, что делается новой властью Украины. Не считаю в сложившихся условиях, что это правильно.

Однако речь пойдет о том, что нужно взять за образец при смене власти нам, в России, поэтому без замечаний здесь, к сожалению, не обойтись.

Во-первых, не совсем понятно, для чего понадобилось смешивать в законе и в практике его применения действия против конкретных преступлений клана Януковича и действия против Коммунистической партии.

В итоге деятельность коммунистов, ко времени второго Майдана уже почти маргиналов, запрещена полностью, а сторонники Януковича преспокойно заседают в составе Оппозиционного блока в Верховной раде. Уж кому-кому, а им там не место.

Во-вторых, деятели, связанные с КГБ СССР как-то очень легко проходят люстрацию. Пример — ну хотя бы тот же В. Наливайченко, учившийся на одном курсе с Путиным в Институте им. Андропова.

В-третьих, запрет занимать должности в течение 10 лет явно слишком мягкий. Логично было бы ожидать пожизненного запрета.

В-четвертых, прочие государственные служащие подпадают под люстрацию в случае предоставления недостоверных сведений о доходах и собственности. И что-то мне подсказывает, что опытная бюрократия умело обходит эти положения закона.

Итак, мы видим перед собой закон и практику его применения.

Попробуем теперь смоделировать нечто подобное для нашей страны.

Первое, что необходимо сделать, — это четко отличать лиц, занимающих государственные должности, то есть принимающих политические решения (министры, их заместители, руководство Администрации президента и т.д.), а также депутатов всех уровней, тоже имеющих отношение к принятию политических решений, от собственно чиновничества в узком смысле этого слова, то есть от тех, кто занимает должности государственной гражданской и муниципальной службы.

Запрет ПОЖИЗНЕННО занимать любые должности в госаппарате и избираться на любые выборные должности должен быть для функционеров путинского режима и депутатов всех уровней от четырех сегодняшних легальных партий, начиная с 1999 года, абсолютным.

Фактически это приведет к молниеносному распаду ныне существующих парламентских партий. Беда невелика. Хорошего от них было мало, а плохого тем более не надо.

Да, под этот запрет подпадут и некоторые нынешние оппозиционеры и не из мелких. Например, Михаил Касьянов и Андрей Илларионов. Мне их будет жаль. При этом я считаю, что исключения делать ни для кого нельзя. Здесь важен принцип "морального очищения".

Второе, что сделать необходимо. Со всех должностей государственной гражданской и муниципальной службы должны быть уволены все прикомандированные сотрудники ФСБ, ФСО, СВР и Министерства обороны.

Если мы хотим радикально реформировать государственный аппарат, чекистская вертикаль должна быть не просто разрушена, а сметена до основания.

Третье. Должен быть введен безоговорочный запрет на пожизненное занятие любых государственных должностей и должностей государственной гражданской и муниципальной служб, а также запрет на избрание в органы представительной власти всех уровней всех бывших и действующих сотрудников КГБ СССР, ФСБ, СВР, ФСО и ГРУ Министерства обороны. Опять-таки, под запрет попадут лица, немало сделавшие для оппозиции, например, генерал ФСБ А. Кондауров и отставной полковник КГБ Г. Гудков. Жаль, но надо вовремя уступить место. Исключений быть не должно.

И наконец, четвертое. Реформирование собственно госаппарата. Чиновников масса, среди кучи коррупционеров, воров и бестолковых деток некогда влиятельных родителей тонет небольшое число истинных профессионалов, которым и необходимо дать дорогу. А вот здесь я как раз и не уверен, что политические процедуры, к которым относится люстрация, могут дать положительный эффект. Здесь нужно нечто другое, может, и не такое радикальное, как подходы Михаила Саакашвили (управлять маленькой Грузией все же несколько проще, чем большой Россией), но в чем-то похожее.

В первую очередь надо думать не столько о сокращении количества чиновников, сколько о радикальном сокращении государственных функций.

Тогда и задача оптимизации численности государственного аппарата может решиться автоматически. И, пожалуй, можно для начала попросту упразднить большинство контрольно-надзорных служб. Все эти роскомнадзоры, рособрнадзоры и т.п. — абсолютно бесполезные и никому не нужные образования.

Туда же, я думаю, можно в сегодняшних условиях отправить и Роспотребнадзор им. Онищенко. Может, в каком-то обновленном виде подобная структура и нужна, но, честное слово, за качеством продукции тотальный бюрократический госконтроль вряд ли нужен. О своем здоровье граждане должны заботиться сами. Единственные исключения должны быть сделаны для таможни и налоговой службы. Лишать государство инструментов сбора доходов в такое сложное время нельзя. Там уже точно нужен индивидуальный подход.

Также легко можно упразднить и большинство агентств, введенных в состав Правительства во время пресловутой "реформы Козака" для оперативного управления теми или иными отраслями. Четыре транспортных агентства можно, по крайней мере, свободно упразднить, передав их функции Минтрансу. Так можно избежать дублирования функций и сократить порядочное количество бесполезных чиновников, занимающихся подсиживанием друг друга.

А вот после сокращения бесполезных ведомств и превентивной очистки их от сотрудников спецслужб надо позаботиться и о том, как обеспечить прием на государственную службу наиболее подготовленных и компетентных молодых кадров, и о том, как обеспечить продвижение наиболее компетентных сотрудников по карьерной лестнице. Вот здесь грузинский опыт достоин самого серьезного изучения. Но это тема для последующих статей.

Об авторе:

Зиновий Каменев