Пятая колонка

Главная // Пятая колонка // Кто о чем, а гражданин о голосовании

Кто о чем, а гражданин о голосовании

Татьяна Росс: Что тут еще комментировать?

03.07.2020 • Татьяна Росс

Путин и Конституция. Рисунок: Андрей Петренко

"По итогам голосования" не писал только ленивый. Не собиралась я об этом ничего комментировать, все уже высказались. Вроде добавить нечего. Но все же... пара наблюдений из "телевизора", которые сами по себе говорят если не обо всем, то о многом, заставили и меня "бросить пару центов" в копилку обсуждений.

Новости (или вести?) на первом государственном канале начались со слов: "Голосование за поправки, которое системная оппозиция и коллективный Запад называют голосованием за обнуление, на деле совсем другое. Новая Конституция — это дорога в прекрасное будущее нашей страны..."

Во-первых, у меня тут же сработал триггер, о котором в статье "Давайте поговорим про историческую травму" (удаленную Фейсбуком) написал Сергей Кузнецов. Лично для меня, как и для Сергея, и для "многих людей старшего возраста любое обещание светлого будущего и рассказ о том, как люди чудесно изменятся, работают как сильнейший триггер". Во-вторых (а может, наоборот, во-первых), оказывается, "коллективный Запад" вместе с системными глубоко ошибаются, говоря, что Конституция — это не про обнуление? Обнуление вообще ни при чём. А что же при чём?

Тут мне попадается репортаж с одного пункта голосования. Явно не Москва. Пункт оборудован в школе. Несколько учителей этого учебного заведения, облаченные в белые халаты до пят, в масках, в перчатках, как инопланетяне, ожидают голосующих. Картина впечатляет. Можно испугаться. Зачем все это? Ведь пару дней до этого по тому же ТВ показали парад и Путина в окружении ветеранов, которые стояли вокруг президента плотным кольцом. Все преклонного возраста, то есть явно группа риска. И все без масок. Так почему тут такие предосторожности? Или ветеранов вместе с президентом не жалко, если что?..

У входа в помещение голосования стоит столик, и каждый входящий должен взять прибор, измеряющий температуру, приставить себе ко лбу, чтобы узнать температуру. Каждый входящий берет... без перчаток. Перчатки выдаются позже. Никого не смущает, что прибор хватают все подряд. А перчатки (зачем теперь-то?) надевают внутри. Сколько "натикало" температуры, тоже никто не проверяет. Приставил ко лбу. И пошел дальше. "Галочку" поставили: прибор был, температуру мерили. Сев на стул за два метра от стола, избиратель (или в данном случае "голосователь") показывает паспорт. Почему сидящим за столом учителям не выдали бинокли? Что можно рассмотреть на таком расстоянии? Затем выдают листки, запакованные в пластиковые пакеты. Никакого контакта.

После окончания работы пункта волонтеры, все в тех же белых костюмах, в масках и в перчатках, поехали по домам. Из двора вышли старики. Бабуля и дед, который испугано смотрел на пришельцев.

— ...Вот вам маски и перчатки, наденьте, возьмите листочки и идите в дом, там проголосуйте, мы тут подождем...

— Зачем мне в дом идти, зачем маску дома надевать? — недоуменно спросила бабуля.

— Так положено, — ответили волонтеры.

— Да не буду я идти в дом, тем более маску надевать... Где тут расписаться?

Бабуля положила листочки на деревянную скамеечку, стоящую около входа во двор, и попросила ткнуть пальцем, где расписаться. Волонтеры опасливо с расстояния двух метров махнули рукой: да, там....

Дед все это время прятался за спину бабки. Он вообще не понимал, что происходит.

Но это ладно. Это все про организацию. Теперь по существу.

Журналистка у входа опрашивает граждан, за какие-такие поправки они пришли голосовать: "За что голосовали?"

Все без исключения, теряясь и явно не зная, что сказать, после ухмылки и паузы отвечали так:

— За детей, чтобы им было хорошо.

— За то, чтобы безработицы не было и зарплату платили.

— За то, чтобы Россия была.

— За то, чтобы люди не болели.

— За то, чтобы не воровали.

— За то... ну, как же... надо...

— За Путина...

— За то, чтобы не было войны...

После этого следовал вопрос:

— А что, раньше Конституция всего этого не гарантировала? Теперь перестанут воровать, детям будет лучше, не будет безработицы и зарплату будут платить?

На что опрашиваемые и вовсе тупели, нервно хихикали и уходили.

Судя по ответам, эти простые избиратели понятия не имеют, о чем вообще "голосование". Им успели внушить, что не про обнуление. А про лучшее будущее России. Подробности не их ума дело. Еще почему-то граждане говорили, что после этого обновления (не путать с обнулением) окончательно будет решен вопрос с Крымом. Тут я что-то пропустила. Там было что-то про Крым?

Более или менее внятно говорили учителя школы, которые отвечали за голосование. Они твердили про будущее страны, что пора меняться, что новые условия диктуют... бла-бла... Ни о чем, но внятно. Когда их спросили, читали ли они новую редакцию и могут ли назвать хоть несколько поправок, которые будут внесены, отвечали отрицательно. Нет, не читали. На вопрос, откуда тогда они знают, что эти поправки изменят жизнь в лучшую сторону, говорили: "Ну, как же... по телевизору рассказывали".

И что тут еще комментировать?

Об авторе:

Татьяна Росс