Пятая колонка

Главная // Пятая колонка // Последняя осень наступает

Последняя осень наступает

Юрий Рарог: Революция только тогда чего-нибудь стоит, когда она — Революция

03.09.2020 • Юрий Рарог

Настоящая революция всегда начинается вдруг. В.Ложкин

Успешность революционных выступлений оценивается, как правило, по трем основным критериям: эффективность при взятии и удержании власти и в осуществлении необходимых реформ. Учитывая создавшуюся ситуацию, хотел бы остановиться на некоторых аспектах именно взятия власти, как на наиболее актуальном вопросе. Ибо с этого всё начинается, и если нет самого факта, то и говорить не о чем.

Власть довольно долго рассматривалась как нечто сакральное и таинственное, элитарное и опасное. Демократия развеяла эту магию, превратив власть в стройную и прозрачную систему, состоящую из рационально сбалансированных социальных институтов и тщательно просчитанных политических процедур — так безопаснее и полезнее для общества.

Но некая загадка в процессе овладения и утраты власти все-таки осталась, и не только в мозгах обывателей. Для политологов тут также много непонятного, а там, где есть тайна, там всегда найдутся желающие все объяснить посредством примитивизации. Некоторые, например, все сводят к простой арифметике, к количеству граждан, вышедших на улицы (о чем писал недавно Андрей Илларионов). В той статье Андрей поднял фундаментальную проблему практической политики: как достигать успеха, но ответа не дал. И немудрено. В том-то и суть, что ответ всегда должен быть конкретным, для конкретной ситуации.

История дает нам примеры, когда власть захватывалась удивительно легко. Как просто, например, "дщерь Петрова", при поддержке небольшой, но решительной оравы гвардейцев, сумела неприятно удивить некстати разоспавшуюся, неосторожную Леопольдовну. Допустим, в этом случае речь шла о простой смене монарха. Но Наполеон III сменил форму правления и политический режим, заменив республику, имевшую много сторонников, империей. А как легко и весело у него это получилось — скакнуть буквально с фуршета на трон. Вот пример иного рода. Неизвестно, сколько подданных Германской империи бастовало в тот день, когда один решительный генерал сказал императору, что армия уже не с ним. И вот что дивно, "камикадзе" — "Вилли" без лишних истерик и возражений благоразумно решил выпить очередную чашечку кофе уже в Нидерландах.

История знает и немало примеров противоположных вариантов, когда революция не смогла захватить и удержать власть, несмотря на массовость, героические усилия и значительные жертвы. Такая неопределенность результатов объясняется действием ряда законов успешной политики (УП): доминанты политической ситуации, перманентной нехватки существенной информации, достаточного действия и политической инерции. Фактически революции всегда являются более или менее подготовленными авантюрами, когда организаторы вынуждены гипотетически оценивать шансы, разрабатывать стратегию, тактику и мобилизовывать ресурсы, опираясь на приблизительные расчеты.

Так было и так будет всегда, ибо невозможно создать прибор, сканирующий мысли и стремления миллионов людей (особенно социально активных граждан) и прогнозирующий их индивидуальное и групповое поведение в критические моменты. Поэтому для повышения вероятности успеха необходимо максимально задействовать все факторы, усиливающие революцию и ослабляющие диктатуру. Но это очень сложно — все подгадать к тому моменту, когда все благоприятные факторы совпадут. "Естественным" путем такое случается редко, что с особой остротой поднимает вопрос о политическом менеджменте. В критических ситуациях наличие или отсутствие харизматичного, решительного лидера, да еще и с командой профессионалов, может сыграть решающую роль. Поэтому убивали Немцова, травили Навального, устраняли других оппозиционеров, чтобы в решительный момент ослабить революцию, сделать ее нерешительной, раздробить мощный поток на слабые ручейки, которые легче нейтрализовать: "порази пастыря, и овцы рассеются".

Обобщая вышесказанное, можно суммировать, что примеры успешных захватов власти, при всем разнообразии конкретных обстоятельств, имеют некоторые общие черты: решительность, организованность, направленность на жизненно важные центры власти. При этом последней каплей может стать непримечательное, на первый взгляд, событие. Так, относительно быстрый и бескровный успех германской революции в 1918-м был обусловлен короткой фразой, сказанной от имени армии генералом Гренером.

Теперь пришло время поговорить и о конкретном случае — Беларуси.

И говорить нужно о настоящем и будущем, т.е. о текущей политической ситуации и возможных вариантах ее развития. Когда ситуация изменится, должны появиться и другие варианты действий.

Во-первых, по определениям.

Независимо от желания отдельных участников событий, в Беларуси происходит именно революция. Ибо белорусы вышли на борьбу, надеясь добиться кардинальных изменений в обществе, а не заменить одного диктатора другим или заставить власть быть "помягче". Т.е. у этих революционных выступлений есть фундаментальные причины. Жестокости милиции и фальсификации на выборах — это только триггеры.

Во-вторых, революция уже пошла по определенному сценарию: мирный, массовый протест, сочетающийся с политической поддержкой демократических стран с одной стороны и репрессивные действия диктатора, подкрепляемые политической поддержкой рашистского режима — с другой. При этом пока нет массовых убийств и открытого вмешательства рашистской империи.

Каковы могут быть действия революции, чтобы взять власть ценой наименьших потерь в этой ситуации уже в 2020-м?

Подходы: решительность, системная политическая работа, импровизация. Не упускать инициативу, бороться за каждого человека, использовать каждый подходящий случай, создавать новые ситуации, чтобы ослабить диктатуру.

КС необходимо полноценное планирование: стратегическое, оперативно-тактическое. Нужен план действий до 5 ноября в нескольких наиболее вероятных вариантах. Более того, следует разработать и "посленоябрьский" план, ибо ситуация юридически будет уже другой и КС может и обязан действовать более решительно.

Цель: не растратить, а приумножить социальную энергию протеста, например: однодневная всеобщая забастовка, единая массовая акция в воскресенье, а в будни — агитационные мероприятия, локальные акции гражданского неповиновения и т.д.

Экономисты и политологи должны просчитать наиболее болезненные для режима мероприятия (в т.ч. отказ выплачивать налоги) и максимально удобное для этого время.

Организовать опрос-референдум по новым выборам, проводить вече на местах по решению общественно значимых вопросов.

Устанавливать прямые договоренности с предприятиями, госучреждениями, силовыми структурами на основе их интересов, привязав таким образом их благополучие и перспективы к новым выборам и реформам.

Физически блокировать каждый недружественный шаг властей с уведомлением конкретных людей о статьях нарушенных законов и наказаниях.

Создать сайт "Список Лукашенко", включающий всех "замаравшихся". Организовать морально-психологическое давление на них и членов их семей, особенно на ключевые фигуры.

Исходя из природы авторитарной власти, особое внимание следует обратить на Лукашенко и его интересы, семью, близких. Тут есть о чем договариваться и на что давить. Для этого следует рассчитать слабые места диктатора. Необходимо заставить его нервничать, совершать ошибки.

Возможен и пряник: юридический иммунитет по уже совершенным преступлениям, пост главы наблюдательного совета за реформами, подчеркнуть его роль в сохранении экономического потенциала страны и т.д. Зашатается он — легче будет работать и с остальными, особенно если стимулировать атмосферу недоверия и подозрительности в той среде.

Провести мероприятия по истощению политических ресурсов режима, а это значит, что очень полезно было бы создать максимум проблем Путину, чтобы у него не было возможности помочь Лукашенко. Одним словом — революции, объединяйтесь! Не помешают и обострения в "горячих точках" рашистской империи.

Разработать кризисный план на случай, если узурпатор-душегуб все-таки решится на крайние насильственные меры. Этим он поставит себя вне закона, а значит, граждане имеют право применить адекватные ответные меры по устранению этой прямой и открытой угрозы обществу.

Организационное развитие КС и системы альтернативной власти.

Хочет КС или нет, но логика событий такова, что он уже превращается в альтернативное правительство, и этот процесс следует развивать.

Формировать профильные группы по основным направлениям: информационная политика, промышленность, сельское хозяйство, наука и образование, социальная политика, национальная безопасность, внешняя политика. Особое внимание к формированию бюджета, куда кроме отчислений и пожертвований привлекать средства различных фондов.

Нужны команды политических менеджеров-профессионалов по работе с различными группами граждан в различных регионах. Организовать обучение, поддержку и защиту актива на местах, в т.ч. пропагандистов, знающих психологию и нужды людей.

Предельно важно обеспечить революцию надежными средствами коммуникации.

Определиться с выдвижением единого кандидата от оппозиции — людям нужна ясная альтернатива и стабильность.

В политике нужно всегда делать как можно больше правильных шагов, формируя новую политическую реальность. Таков закон успешной политики. Тем более что впереди, возможно, месяцы борьбы, а этот исторический шанс Беларусь не должна упустить. Пришло время глобальных перемен — "последняя осень" тоталитаризма.

Об авторе:

Юрий Рарог