По поводу

Главная // По поводу // "Преступлений меньше – тренировок больше"

"Преступлений меньше – тренировок больше"

Русские националисты отказываются от уличной активности и уходят в боевое подполье

23.07.2015 • Андрей Карев

На русском марше

Аналитический центр "Сова" презентовал ежегодный доклад "Ксенофобия и радикальный национализм и противодействие им в первом полугодии 2015 года в России". В своем исследовании Вера Альперович и Наталия Юдина пришли к выводу, что насилие ультраправых по сравнению с прошлым годом пошло на спад. Однако, как отмечают докладчики, резко возросло количество постоянно действующих объединений, которые занимаются организацией боевой подготовки. И нельзя сказать, что подобную активность власти игнорируют. Так, эксперты констатируют, что давление государства на движение ультраправых в России становится сильнее, а численность оппозиционно настроенных националистов смещается в сторону провластных групп.

По мнению аналитиков центра, публичная активность русских националистов в первой половине этого года резко снизилась. "Традиционные шествия и митинги не собирали и половины привычного числа активистов, не удалось "раскрутить" ни одного этноконфликта", — говорится в докладе.

Как поясняют эксперты, это обусловлено уголовным преследованием наиболее ярких лидеров оппозиционно настроенных националистических организаций.

В этом году было возбуждено сразу три уголовных дела по статьям 280 и 282 УК РФ, связанных с выкрикиваниями лозунгов с призывами к насилию участниками московских "Русских маршей" 2013 и 2014 годов. В рамках этого дела 15 марта была проведена серия обысков в квартирах у лидеров этнополитического движения "Русские" Дмитрия Демушкина и Владимира Ермолаева, главы Национально-демократической партии Владимира Тора и главы кировского отделения "Русские" Дениса Тюкина.

Эксперты полагают, что с помощью подобных дел "власти демонстрируют оппозиционным националистам новые, более жесткие правила игры",

а именно, что любой ксенофобский лозунг, даже звучащий не первый год, на публичной акции может стать поводом для преследования. Кроме того, любой из присутствующих на акции может стать свидетелем и пройти через процедуру "жесткого" обыска, отмечается в исследовании.

Неудачи националистов преследовали и при проведении разного рода акций. Так, в этом году провалился "Русский Первомай". Акция была согласована, но впоследствии отменена из-за административного ареста организатора этого шествия Демушкина. Ему дали 8 суток за то, что он матерился на полицейских при задержании в клубе Seven, где националисты, предположительно, отмечали день рождения Гитлера. Хотя сами националисты это категорически отрицают и говорят, что повод их встречи был другой.

Как замечают авторы доклада, Демушкина задерживают не первый раз. В основном правоохранители устраивают облаву на националиста и его соратников на тренировках по ножевому бою.

"Пока не очень понятно, проявляют ли таким образом сотрудники правоохранительных органов интерес лично к Демушкину, или с него начали и на очереди другие", — интересуются эксперты.

Продолжается и противостояние националистических движений по украинской тематике. Целый ряд объединений, не поддерживающих идею "Русской весны", — Российская правая партия, "Русские", РОНА, РФО "Память" и другие — старались в 2015 реже поднимать эту, чтобы избежать проблем с соратниками из других организаций, говорится в докладе. Активно в этом году были слышны выступления провластных националистических движений — "Антимайдана", НОД и партии "Родина".

Особое внимание в СМИ уделили проведению "Международного русского консервативного форума" в Санкт-Петербурге, организаторами выступило местное отделение "Родины". Это собрание было воспринято неоднозначно. На форуме приняли участие представители ультраправых европейских партий, а также лидеры российских националистических групп.

Традиционно в докладе приводится статистика преступлений по мотивам межнациональной неприязни. Как отмечено в исследовании, в первом полугодии 2015 года рост расистского и неонацистского насилия уменьшился по сравнению с 2014 годом. В этом году, по предварительным данным, погибло четыре человека, 37 ранено, двое получили угрозы убийством. По уровню насилия по-прежнему лидирует Москва (2 убитых и 11 пострадавших) и Санкт-Петербург (2 убитых и 4 пострадавших).

"Цифры оптимистические, но я бы не стала радоваться. Поступает катастрофически мало информации", — сетует Наталия Юдина.

Количество приговоров за насилие осталось на том же уровне, что и в прошлом году. Хотя, как отмечают эксперты, большинство осужденных приговорены к длительным срокам. Среди них — члены неонацистской группировки "Пиранья-74" из Челябинска и участник банды "Фольксштурм" из Екатеринбурга. К пожизненному заключению приговорены члены "Боевой организации русских националистов" Вячеслав Исаев и Максим Баклагин, еще один член группировки Михаил Волков получил 24 года тюрьмы.

В июле правозащитники из комитета "Гражданское содействие" на основании мониторинга "Совы" разработали интерактивную карту нападений на почве ненависти в Москве. "Карта ненависти" представляет собой географию мест преступлений, в которых зафиксированы мотивы нападений, принадлежность жертвы к этнической, религиозной или другой уязвимой группе.

Как рассказала юрист комитета "Гражданское содействие" Анастасия Денисова, на горячую линию организации в этом году поступило 240 звонков, из них 20 сообщений о совершенных преступлениях по мотивам ксенофобии, 35 пострадавшим оказана помощь. В настоящее время в производстве комитета находится 15 дел. Из них четыре успешно завершены, восемь еще рассматриваются в суде и по трем делам проводится розыск нападавших.

"Карта задумывалась как инструмент для анализа, на ней видны различия по нескольким городам и районам Москвы.

Так, в столице нападения происходят по основным транспортным линиям — это юг Москвы и область", — поясняет Денисова.

Пока на карте отмечена информация о преступлениях за прошлые годы. Согласно свежим данным "Совы" за первое полугодие 2015 года, основной группой жертв остаются "этнические чужаки". Жертвами неонацистов стали уроженцы Кавказа и Центральной Азии. Кроме одиночных нападений эксперты зафиксировали и групповые избиения. 24 января 2015 года группа ультраправых совершила нападение на пригородную электричку Казанского направления в районе станции Кратово.

В вагон зашли 15-20 человек в масках и стали избивать людей с "неславянской внешностью".

Другой инцидент произошел на платформе "Силикатная" Курского направления. Там до смерти был избит мужчина, который сделал замечание молодым людям за то, что они вскидывали руки в нацистском приветствии.

В докладе приведен еще один пример с аналогичным нападением, но без смертельного исхода. В городе Волжском Волгоградской области женщина пыталась остановить избиение молодыми людьми выходца из Казахстана, но в итоге и ей досталось — она получила кулаком по лицу.

По наблюдениям аналитиков центра, хаотичная борьба с пропагандой ненависти не помогает снижению агрессии.

И если раньше ультраправые от слов переходили к атакам на мигрантов, то теперь они больше занимаются боевой подготовкой, резюмируют эксперты.

"Если преступлений на улице меньше, то боевых тренировок стало больше. Это соотношение наводит на определенные подозрения", — замечает директор "Совы" Александр Верховский.

Об авторе:

Андрей Карев