Пятая колонка

Главная // Пятая колонка // В периметре Фултона: как залечить ближневосточную рану

В периметре Фултона: как залечить ближневосточную рану

Юзеф Дуберман: что произошло, кто в этом виноват?

12.06.2016 • Юзеф Дуберман

Ближний Восток, карта. Источник - https://s-media-cache-ak0.pinimg.com

9 апреля нынешнего 2016 года Гарри Кимович Каспаров выступил в Вестминстерском колледже в Фултоне в связи с 70-й годовщиной знаменитой Фултонской речи Уинстона Черчилля. В Фултонской речи Г.Каспарова есть нетривиальные и актуальные идеи, дающие повод для серьезных размышлений.

Ближний Восток и примыкающая к нему часть северной Африки является одним из наиболее взрывоопасных регионов современного мира. Те проблемы, которые лежат в основе перманентной напряженности в этом обширном регионе, весьма многообразны и имеют глубокие корни, прорастающие в древнейшие пласты человеческой цивилизации. К настоящему времени мозаика межгосударственных и межнациональных отношений сложилась таким образом, что главной причиной всевозможных противоречий и конфликтов представляется столкновение антагонистических интересов арабов и евреев на маленьком территориальном пятачке, каковым является Палестина. К слову сказать, по своему этническому происхождению евреи и арабы являются родными братьями по семитской группе народов и по семитской группе языков, и в мире нет ни одного другого народа, относящегося к этой группе. Иудейская религия евреев и исповедуемый подавляющим большинством арабов ислам по своей сути являются двумя ветвями одной и той же монотеистической религии, они выросли на одной почве, не противоречат друг другу ни по основным своим догматам, ни даже по многим обрядовым предписаниям. Страницы священной книги мусульман содержат в себе обильные реминисценции из иудейского священного писания, мусульмане чтят всех иудейских пророков. На протяжении многих веков в отношениях между евреями и арабами царили мир и взаимное уважение. Однако, в наше цивилизованное время градус их взаимной враждебности зашкаливает за отметки "звериная ненависть" и "желание уничтожить".

Что произошло, кто в этом виноват? Попытки разобраться в этом трагическом сплетении исторических судеб, более или менее добросовестные, делают многие аналитики, стоящие на разных, иногда прямо антагонистских платформах. Бессмысленно рассуждать о том, какая из сторон имеет больше исторических прав на то, чтобы жить в Палестине и владеть этой землей. Сторонники арабского приоритета расскажут, что еврейские захватчики силой отняли у них землю их предков, которую они долгими веками поливали своим потом и кровью. И это правда. Сторонники еврейского приоритета напомнят о том, что их далекие предки жили здесь тысячелетиями раньше, чем арабы пришли сюда из мест своего обитания на Аравийском полуострове. И это тоже – правда! А потомки племен, населявших Ханаан в древнейшей истории, если они каким-либо чудом отыщутся, пожалуются на то, что евреи когда-то вытеснили их отсюда огнем и мечом. Впрочем, об этом достаточно внятно изложено в еврейской Торе. Но та самая Тора авторитетно сообщит, что евреи пришли сюда не по своей доброй воле, а ведомые великим пророком Моисеем (он же Муса), действия которого направлял сам Господь. И каждый будет по-своему прав. Ну и какой толк разбираться во всех этих аргументах тому, кто хочет отыскать действенный способ решения проблемы, а не обвинять оппонента во всех мыслимых и немыслимых грехах?

Ровно по той же причине я полагаю бессмысленными попытки разобраться в том, кто действительно прав, а кто виноват в тех событиях, которые имели место на этой территории уже в новейшей истории. Люди, стоящие на арабской точке зрения, рассказывают о том, как славно и мирно жили на этой земле евреи и арабы до тех пор, пока евреи, ослепленные сионистской идеей, не возжелали обрести свое государство. В ответ вы услышите, что и до создания Государства Израиль арабо-еврейские отношения были далеко не безоблачными, да и во всем мире евреям жилось весьма неуютно, во многих странах их преследовали и дискриминировали, а нацисты истребляли их миллионами только за то, что они евреи. Лишь после окончания чудовищной Второй мировой войны человечество ужаснулось и устыдилось содеянного и решило предоставить евреям возможность создать себе убежище в форме самостоятельного государства, учрежденного на клочке палестинской земли, той земли, которая в глубокой древности была колыбелью мирового иудаизма. Сторонники арабской точки зрения поведают о том, как учрежденное евреями Государство Израиль воспрепятствовало появлению на свет арабского палестинского государства, предусмотренного той же резолюцией Совета безопасности ООН. В ответ защитники Израиля напомнят, что в то время все арабские государства, а также арабы, жившие в Палестине, не согласились с этой резолюцией и на следующий же день после провозглашения декларации об учреждения еврейского государства объединенные войска нескольких арабских государств напали на него. Палестинским арабам они предложили очистить поле битвы с тем, чтобы они вернулись в свои дома после того, как новорожденное государство будет уничтожено. Однако, случилось непредвиденное, и многие арабские семьи оказались в изгнании.

И после драматического 1948 года было немало трагических событий, получивших весьма противоречивую интерпретацию со стороны разных участников этого противостояния. Упреки особой тяжести с арабской стороны вызывает то обстоятельство, что в июне 1967 года Армия обороны Израиля нанесла по противостоящим им армиям арабских стран мощный превентивный удар, что привело их к чувствительным поражениям, и в течение шести дней овладела рядом ключевых территорий, в том числе Восточным Иерусалимом. Но если вслушаться в израильскую интерпретацию причин Шестидневной войны, то невозможно не согласиться с тем, что накануне этой войны противники Израиля, вооруженные до зубов современным советским оружием, добились отвода миротворческих сил ООН из демилитаризованной зоны разъединения враждующих армий и торжественно заявили, что они сбросят Израиль в море. К тому же была еще и война Судного дня 1973 года, когда арабские армии напали на Израиль неожиданно во время еврейского религиозного праздника. Впрочем, Израиль выиграл и эту войну, и лишь решительное дипломатическое вмешательство Советского Союза спасло нападавшие армии от жесточайшего разгрома.

Вот такая сложная предыстория вопроса, не оставляющая никакой надежды на сколько-нибудь заметное сближение мнений сторон, находящихся в противоборстве: каждая из них права по-своему, и ни одна из них не способна принять правоту другой стороны. Именно поэтому аргументировать в такой ситуации от истории, даже самой новейшей, просто бессмысленно. В этих обстоятельствах остается два реальных выхода, либо драться до полной и безоговорочной победы одной из сторон, либо искать развязку, начисто забыв об истории всех этих бед, как бы сложно это ни было. Если учесть ту повышенную чувствительность, которую имеет данная проблема для всего мирового человечества, становится очевидным, что рано или поздно оно должно решиться разнять драчунов. А поскольку в этом конфликте задействованы разные центры силы и влияния с противоречивыми интересами и позициями относительно данного конфликта, то процесс активной борьбы за мир грозит превратиться в масштабное и грозное столкновение самих миротворцев. Так нередко бывало уже в человеческой истории. Поэтому выбора практически нет, нужно договариваться, махнув рукой на историю. Для того чтобы иметь хоть какой-либо шанс эффективно развязать этот непростой узел, необходимо найти взаимоприемлемые решения для целого ряда крупных проблем, таких, как статус Иерусалима, конфигурация внутри- и межгосударственных отношений, линии разграничения, гарантии взаимной безопасности, механизмы политического, экономического и культурного взаимодействия будущих политических образований и многое другое. На мой взгляд, попытку залечить палестинскую рану необходимо начинать с Иерусалима, по крайней мере, по двум серьезным причинам. Во-первых, в нем заключен весь узел палестинских противоречий, причем именно здесь они наиболее чувствительно обнажены и затрагивают интересы не только местных жителей, но и многочисленных организаций, представляющих многие мировые религиозные конфессии. Во-вторых, у мирового сообщества именно здесь имеется более широкое поле для маневра и больше оснований для "принуждения к миру" наиболее несговорчивых участников переговорного процесса. Учитывая особенности Иерусалима, целесообразно придать этому городу особый статус Святого места под эгидой ООН и объединения мировых церквей, куда обеспечивался бы доступ, в том числе и постоянное проживание граждан любого государства, людей, исповедующих любую религию либо атеистов. При этом начать нужно с введения жесткого и непререкаемого, обеспеченного специальными силами безопасности запрета на создание межличностных конфликтов и разрешение их силой, на угрозы применения силы и на призывы к насилию на всей территории Святого места. Любой человек, замеченный в нарушении этого запрета, кем бы он ни был, должен быть безоговорочно и навсегда лишен права пребывать в этом святом для многих городе, а полномочий, авторитета и ресурсов, которыми наделены специальные силы безопасности, должно быть достаточно для обеспечения необходимой эффективности введенного режима. В результате этот город из яблока раздора может превратиться во всемирную лабораторию межконфессиональной и межэтнической толерантности. Сделать это по силам международному сообществу, если оно преодолеет состояние геополитических интриг и практического безволия. После укоренения антинасильственного режима в Иерусалиме можно и нужно приступить к филигранной и кропотливой работе по уточнению предпочтений каждого из его жителей относительно их политического статуса. При этом каждому жителю должна быть предоставлена возможность свободного, без какого-либо давления, выбора одного из трех вариантов. Первый вариант – получить статус постоянного жителя Святого места, неподконтрольного ни одному из государств, существующих ныне либо имеющих потенциальную возможность сформироваться в будущем. Второй вариант – уйти под юрисдикцию государства Израиль. Вариант третий – уйти под юрисдикцию арабского палестинского государства. Лишь после проведения такой работы можно приступить к прочерчиванию линий разделения трех этих зон. В каждую из них должны быть включены места наибольшего скопления домохозяйств, владельцы которых выбирают для постоянного проживания именно эту зону юрисдикции. После этого можно произвести точечные корректировки для отдельных жителей путем обмена домохозяйствами либо материальной компенсации для устройства своего домохозяйства в избранной зоне. А уж после этого жители каждой из сформировавшихся таким способом зон могут приступить к формированию местных органов самоуправления. Принципиальным преимуществом предлагаемой процедуры разграничения Иерусалима является тот факт, что с ее помощью это разграничение осуществляется самими его жителями в соответствии со свободным выбором каждого из них. Вопрос о том, чьей столицей станет Иерусалим, и будет ли он вообще столицей какого-либо государства, решится сам собой, в зависимости от того, какое количество жителей изберет для своего постоянного проживания ту или иную зону юрисдикции. А уж после осуществления всей процедуры в полном объеме, включая устранение неизбежных мелких конфликтов, можно переходить к разграничению всей остальной территории Палестины. Для этого можно применить уже обкатанную процедуру, доказавшую на деле свою справедливость и эффективность. Аналогично, каждому жителю Палестины, включая нынешнюю территорию Израиля и все территории Западного берега и сектора Газы, надо предоставить возможность самостоятельно выбрать для своего постоянного проживания одну из двух стран – Израиль либо арабское Палестинское государство. После этого можно производить размежевание, базирующееся не на мифах, а на предпочтениях людей, живущих на этой многострадальной и взрывоопасной земле.

Об авторе:

Юзеф Дуберман