Пятая колонка

Главная // Пятая колонка // Русская История: авторская концепция против официальной мифологии

Русская История: авторская концепция против официальной мифологии

Рассказ 3. Октябрь как российский цивилизационный разрыв, политическое измерение

07.04.2021 • Игорь Чубайс

Игорь Чубайс. Фото: newizv.ru

Продолжение. Начало: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Дорогой читатель! Обращаю ваше внимание — тема, к которой мы подошли, является ключевой во всей предлагаемой автором концепции Российской истории! Пожалуйста, настройтесь на полемику и готовьте контраргументы!

Вернемся к действиям большевиков после захвата власти и разгона Учредительного собрания. Происходившее уже в первые недели и месяцы нового режима и позднее не отвергнутое, а продолженное, означало цивилизационный разрыв. Этот факт совершенно не фиксируется, не замечается официальной историей (на то есть свои глубокие причины), но без его осознания невозможно понять и правильно оценить все то, что происходило в нашей стране в ХХ веке. Поэтому на тезисе о цивилизационном разрыве я остановлюсь подробней.

Начнем с того, что отказ от Российских правил, норм, ценностей и переход в некое прежде неизвестное состояние, т.е. цивилизационный разрыв — осознавался и сторонниками, и противниками Октября. Об этом громко и открыто заявил инициатор разрыва — Ленин. В работе "Государство и революция", написанной летом 1917 года, он подчеркивал — все предшествующие революционеры совершенствовали старую государственную машину, задача заключается в том, чтобы сломать ее полностью, до основания... О разрыве осенью 18-го года написал русский писатель и философ Василий Розанов — над русскою историей со скрипом, скрежетом и грохотом опускается железный занавес (очерк "Апокалипсис нашего времени"). Спустя много десятилетий А.И. Солженицын повторял: "Советский Союз соотносится с исторической Россией как убийца с убитым".

Как трагический разрыв понимали происходившее современники событий, русские поэты З. Гиппиус, Ф. Сологуб, М. Цветаева и многие другие.

Зинаида Гиппиус. "Нет". 1918
Она не погибнет, — знайте!
Она не погибнет, Россия.
Они всколосятся, — верьте!
Поля ее золотые.

И мы не погибнем, — верьте!
Но что нам наше спасенье:
Россия спасется, — знайте!
И близко ее воскресенье.

Федор Сологуб. "Умертвили Россию мою..." Февраль, 1918
Умертвили Россию мою,
Схоронили в могиле немой!
Я глубоко печаль затаю,
Замолчу перед злою толпой.

Спи в могиле, Россия моя,
До желанной и светлой весны!
Вешней молнии брызнет струя,
И прольются весенние сны,

И разбудят Россию мою,
Воззовут от могильных ночей!
Я глубоко тоску затаю,
Я не выдам печали моей.

Марина Цветаева "Страна", 1931
С фонарём обшарьте
Весь подлунный свет!
Той страны — на карте
Нет, в пространстве — нет.

Выпита как с блюдца, —
Донышко блестит.
Можно ли вернуться
В дом, который — срыт?

Заново родился —
В новую страну!
Ну-ка, воротися
На спину коню

Сбросившему! Кости
Целы-то хотя?
Эдакому гостю
Булочник ломтя

Ломаного, плотник —
Гроба не продаст!
...Той её — несчётных
Вёрст, небесных царств,

Той, где на монетах —
Молодость моя —
Той России — нету.
— Как и той меня.

Процитированные высказывания очень разных авторов подтверждают факт разрыва, но его не раскрывают. Еще одно свидетельство — настроения того времени — передает поэзия. Спрашивается — а можно ли описать разрыв на языке строгой и независимой социальной науки? Отвечаю — можно и нужно! Вот и перейдем от свидетельств — к объяснениям и раскрытию смыслов.

— Каждое государство имеет собственную, оригинальную символику — флаг, герб, гимн. Ее значимость подтверждает непрекращающаяся борьба вокруг символов и их трактовки (от свастики — до серпа и молота), происходящая в разных странах. Очередное подтверждение сказанному — демократическая революция в Беларуси, отстаивающая бело-красно-белый флаг и выступающая против зелено-красного флага диктатора.

Приход большевиков не только запретил русскую символику и ввел советскую, исчезло даже название страны, на месте России появился т.н. СССР.

— Важнейшая характеристика любого государства — форма его госустройства. После Февраля думская монархия преобразовывалась в демократическую республику. А вот большевики навязали России нечто "ниоткуда" и совершенно неведомое — т.н. "государство диктатуры пролетариата", точнее, конечно, над пролетариатом. Весь корпус российских госслужащих был полностью распущен и заменен. (У меня перед глазами один из советских секретарей обкомов, дважды награжденный орденом Ленина, а после 1991 года ставший президентом своей республики и награжденный медалью Столыпина, злейшего врага Ленина. Постсовок — это просто новый извод, новая форма все того же совка, позднее мы вернемся к этой теме.) Большевики были настоящими "новаторами", царских чиновников, как и чиновников Временного правительства, они не награждали, а сажали, вешали и расстреливали, если те не успевали скрыться от красного террора...

— Всякая законная власть создает свою правовую систему, соответственно, незаконная власть правовую систему разрушает. Последнее сохранявшееся госучреждение исторической России — Правительствующий Сенат — 5 декабря 1917 года в общем собрании принял решение о незаконности создания Совнаркома, незаконности всех его декретов и незаконности всех декретов ВЦИК Советов. В тот же день, 5 декабря, Совнарком декретом о суде №56 отменил в России право. Право и суд заменяла "революционная целесообразность". "Предсовнаркома" Ленин одним декретом запретил весь корпус формировавшихся 1000 лет российских законов (а куда ему было деваться, ведь по действовавшим у нас правилам его ждал неизбежный расстрел). За обращение к русскому праву большевики приговаривали к конфискации имущества. Переворотчики полностью вытолкнули Россию из правового поля. Они надругались не только над внутренними законами, но и над международным правом и международными обязательствами нашей страны. Среди прочего они отказались возвращать долги царского правительства, опубликовали в открытой печати все секретные соглашения русских властей, тем самым лишив их всякого смысла, российская собственность за рубежом была брошена и потеряна...

— Еще одна важнейшая составляющая государства — его силовые структуры. С декабря 17-го года Совнарком прекратил выплачивать военнослужащим нашей воюющей армии денежное довольствие. Затем, по инициативе ленинцев, Русская армия была разоружена и распущена в соответствии с Брестским миром. Вместо Русской армии Троцкий, вопреки Брестскому миру, приступил к созданию Красной армии, которая формировалась, в частности, методом облав и террора. За поражение в бою с Белыми частями полк красных мог быть подвергнут децимации (расстрел перед строем каждого десятого бойца). Кроме т.н. РККА, большевики создали новую силовую структуру, которой в России никогда не было. У нас появилась ВЧК, сформированная, по словам Ленина, временно, на период чрезвычайной ситуации, которая, впрочем, — и ситуация, и политическая полиция — сохраняются и по сей день.

— Дополнила разрыв национализация всей частной собственности — заводов, фабрик, транспорта, зданий... Целью национализации было объявлено равенство всех сословий и граждан. В действительности прежде имущие классы лишались всех гражданских прав, а новый правящий слой — партгосчиновники — номенклатура — наделял себя огромными тайными привилегиями.

Главным фундаментом всех социальных норм, повторю еще раз, была и остается мораль. Русская мораль традиционно формировалась из библейских заповедей — чти отца, чти мать, не лжесвидетельствуй... На 3-м съезде комсомола, в октябре 1920 года Ленин объявил об отмене старой морали и о переходе к новой нравственности: высшая моральная норма — следование идеалам революции (т.е. переворота — И.Ч.). Вскоре на коммунистическом иконостасе появился Павлик Морозов, который предал собственного отца, не желавшего отдавать красным выращенный им хлеб. В последние десятилетия появилось множество разных версий этой истории. Но нам не столь важны детали, не важно, существовал ли вообще Павлик Морозов. Важен созданный и воспетый большевиками миф о преданном отце, подтверждающий разрыв с тысячелетней христианской моралью. (О предательстве Родины Ленин не говорил, но одно с другим тесно связано!)

Прочерчивать линии разрыва можно и дальше. Но я подытожу тему напоминанием об уничтожении нашего культурного времени и культурного пространства. В апреле 1918 года предсовнаркома издает декрет — т.н. "план монументальной пропаганды", предписывающий уничтожать исторические памятники, переименовывать города, улицы, площади... Одновременно с потерей ориентации в пространстве мы теряли и ориентацию во времени. Появился новый календарь. 19 мая было объявлено днем рождения пионерии потому, что по старому стилю это 5 мая — день рождения Императора Николая II, который отмечала вся страна. 7 ноября, день вооруженного большевицкого мятежа, день русской катастрофы — стал праздником, днем "Великой Октябрьской социалистической революции", 23 февраля 1917 года по старому стилю — это день начала Февральской революции и Международный женский день. 23 февраля женщины Петрограда вышли на улицы города, возмущенные перебоями с поставками белого хлеба... Большевики стали отмечать женский день по новому стилю — 8 марта. А чтобы стереть память о Феврале, они не просто вычеркнули "не их революцию", но и объявили эту дату мифическим днем рождения Красной армии.

Продолжение следует...

Об авторе:

Игорь Чубайс