Пятая колонка

Главная // Пятая колонка // Россия, Путин, кибертеррор. Часть 1

Россия, Путин, кибертеррор. Часть 1

Александр Немец: Число российских хакеров выросло в несколько раз

31.05.2021 • Александр Немец

Хакерская атака из России

Для начала сообщу читателям, что первые элементы "путинского кибертеррора" против внешнего мира возникли в 2011–12 годах, одновременно с ужесточением правил Интернета в самой РФ, в рамках борьбы с растущей тогда оппозицией.

И еще запомните максиму: "Маленькая ядовитая змейка может закусать до смерти большого слона". Это вам не мультяшные ракеты, не самопадающие самолеты и мертвый авианесущий крейсер Кузя. Это действительно грозное и дешевое оружие путинского режима.

Теперь просмотрим статью Джулии Иоффе "Путинская игра" (Putin’s game), опубликованную в авторитетном журнале The Atlantic, в номере за январь — февраль 2018 года, сс. 68–85.

Статья открывается описанием "соревнований по хакерству" (ни больше ни меньше) в Волгоградском госуниверситете. В них участвовали 45 студентов (и военнослужащих), разделенных на "команды" нескольких госуниверситетов. Руководил этими соревнованиями, названными "Захвати флаг" (Capture the Flag), некто Владимир Минин, присланный сюда Ассоциацией Главных Офицеров по Информационной Безопасности, или АГОИБ (в статье — Association of Chief Information Security Officers).

В апреле 2017 года АГОИБ провела хакерские соревнования в ряде университетов и на армейских хакатонах (форумы для разработчиков, во время которых специалисты из разных областей разработки программного обеспечения (программисты, дизайнеры, менеджеры) сообща решают какую-либо проблему на время); в них участвовали сотни будущих хакеров. Победители этих отборочных соревнований отправились на финальный конкурс в Волгоград.

Вот что рассказывает о себе сам Владимир Минин: "Я занимался кибербезопасностью с 1982 года. Мне тогда было 18 лет, и я попал в армию. Я подписал обязательство о неразглашении. И с тех пор (уже 35 лет) занимаюсь только этим".

После армии Минин стал сотрудником КГБ. После распада СССР Минин стал работать в "правительственном департаменте киберразведки". А в 2010 году Минин ушел в частный сектор (в активный резерв ФСБ) и основал АГОИБ, которая имеет тесные связи с армией, ФСБ и МВД.

Состязания хакеров — это, по Минину, подготовка новых поколений хакеров. Минин утверждает, что российские частные технологические фирмы регулярно обращаются к нему за "(хакерским) талантами". Журналист спросила, обращались ли к нему "за талантами" российские спецслужбы, которые проводят кибероперации за границей. "Это возможно, — процедил Минин. — Они тоже нуждаются в таких специалистах".

В перерыве хакерских соревнований Минин и журналистка полюбовались издали на памятник Родина-мать на Мамаевом кургане. "(Новым хакерам) нужно напомнить, как (тогда) молодежь защищала родину", — подчеркнул Минин.

Одновременно журналистка потолковала с "хакерской командой" из Астрахани. Будущие хакеры ответили, что в Астрахани нечего делать, что все хотят оттуда уехать и что они рассчитывают получить с помощью Минина работу в государственных спецслужбах. "Это престижно, они хорошо платят, да и работа интересная". (Здесь уместно вспомнить роман братьев Стругацких "Трудно быть богом": ученики государственного училища отца Кина рассчитывают после выпускных экзаменов стать штатными осведомителями. "Очень выгодно, очень почетно, можно щупать баб на глазах их мужей, здоровенных дядек.")

Будущие хакеры рассчитывают на зарплату в 50 000 рублей в месяц, или около 900 долларов. (Сейчас это меньше 700 долларов.) "Это вдвое больше, чем средняя зарплата в Астрахани!" Одновременно будущие астраханские хакеры сообщили журналистке, что патриотизм в их мотивации напрочь отсутствует. "Посмотрите, какой (паршивой) жизнью живет население РФ!" (Но они думают только о себе.)

В 2017 году русские хакеры стали "притчей во языцех" в Америке. Потому что, согласно расследованию Разведсообщества США и СМИ США, русские хакеры ответственны за "взлом" серверов Национального Комитета Демпартии США и Предвыборного комитета Демпартии США. Мало того, русские хакеры широко распространяли добытую информацию через Wikileaks и других "друзей".

Одновременно русские хакеры с благословения Путина пробовали (на хрупкость) инфраструктуру голосования в различных штатах США. (Это, очевидно, был первый серьезный удар путинских хакеров по американской инфраструктуре.) Эти же хакеры распространяли через Фейсбук различные фейки, усиливающие ненависть между различными группами населения США. Так был осуществлен крупнейший в новейшей истории акт политического саботажа, нанесший большой вред американской демократии. (Сумели продвинуть Трампа в президенты!)

По мнению Андрея Солдатова, российского журналиста "со связями" в путинских органах, публикующего статьи об использовании Кремлем кибертехнологий, "хакерская атака против политической системы США — эмоциональный ответ Путина на публикацию Панамского досье". Весной 2016 года международный концерн журналистов опубликовал досье о путинском дружке Ролдугине, припрятавшем в Панаме несколько миллиардов долларов путинских денег. (Кстати, Солдатов, создатель сайта Agentura.ru, принял участие в последнем Форуме свободной России.)

Журналистка предоставляет слово Дмитрию Альперовичу (очевидно, эмигрировавшему в США из РФ), сооснователю действующей в сфере кибербезопасности фирмы CrowdStrike. Именно эта фирма была привлечена для расследования взлома серверов Демократической Партии США, и именно она первой обнаружила здесь "русский след".

По мнению Альперовича, "русские хакеры (действовавшие против Америки в 2016 году) имели очень высокую квалификацию. Их добыча намного превзошла их ожидания. Кроме того, русские хакеры в 2017 году атаковали (инфраструктуру) Украины и президентские выборы во Франции, но потерпели поражение". Альперович также рассказал о русской хакерской группе Fancy Bear, созданной ГРУ РФ, и Cozy Bear, созданной службой внешней разведки (СВР) ФБР.

Эти две хакерские группы действовали (в 2016–17 годах) несогласованно, мешали друг другу. Это напоминало соревнование различных групп хакеров, устроенное Мининым.

В сентябре 2016 года, во время саммита лидеров стран "двадцатки" (G-20) в Ханчжоу, президент Обама потребовал от Путина "прекратить все это" (cut it out). (Как бы не так.) 7 октября 2016 года Министерство Национальной Безопасности (Home Security) США и Офис Директора разведсообщества США опубликовали совместное детальное заявление о хакерских действиях РФ, нарушающих предвыборный процесс в США.

(Здесь переходим с с. 73 до с. 84. В промежутке приводится много интересных данных об отношениях Америки и РФ, вплоть до интимных связей Трампа и Ольги Бузовой. Но о действиях русских хакеров там ни слова.)

Русские хакеры действуют в "центре", а на "флангах" у них квалифицированные пранкеры типа Вована и Лексуса. Пранкеры и тролли, вместе с подготовленными Мининым будущими хакерами — маленькие кусочки сверхгибкой сети с меняющейся конфигурацией, действующей против западных политиков, систем и ценностей. Они используют сотни методов, очень эффективно находят слабые точки западной демократии, проникают внутрь и пакостят изнутри. До сих пор они пользовались американской (и в целом западной) наивностью.

Данная статья прекрасно описывает первые этапы формирования российской хакерской системы. Уже в 2016–17 годах она сумела нанести крупное поражение западной демократии. С тех пор стараниями Владимира Минина и прочих "учителей" число российских хакеров выросло в несколько раз, измеряется тысячами, а сами они стали куда квалифицированнее.

Об авторе:

Александр Немец