По поводу

Главная // По поводу // Кризис — "в головах"

Кризис — "в головах"

Платон Лебедев: "Оппозиция не имеет права на ошибки, но она их совершает, и они дорого обходятся"

18.02.2015 • Андрей Карев

Платон Лебедев. Фото: ТАСС

Спустя год после освобождения бывший председатель совета директоров группы "МЕНАТЕП" Платон Лебедев дал большую пресс-конференцию, которая прошла в концертном зале театра Стаса Намина. Лебедев прервал долгое молчание после восьми лет колонии за дело "ЮКОСа". В декабре 2010 года в рамках второго уголовного дела общий срок заключения экс-главы "МЕНАТЕПа" был увеличен до 14 лет, затем назначенный им срок наказания дважды снижался. Лебедев, отбыв срок заключения, вышел на свободу в мае 2014 года.

"Эта встреча по большому счету организована по просьбе СМИ, которые убеждали меня, что у них есть вопросы. Меня это удивило, потому что огромное количество ответов уже дано", — начал встречу Платон Лебедев.

Во время общения с журналистами бывший глава "МЕНАТЕПа" вел себя порой жестко, иногда шутил, но отвечал на вопросы четко, требовал, чтобы представители СМИ корректно задавали вопросы и "не допускали ляпы".

В первую очередь журналисты интересовались ближайшими планами Лебедева. Он рассказал, что собирается заниматься международным инвестиционным бизнесом, связанным с Россией. Лебедев напомнил, что с 1999 года он не работал в "ЮКОСе", при этом продолжал заниматься международной деятельностью. Однако, чтобы сейчас ему начать работать, необходимо получить заграничный паспорт.

"Конкретно не могу сказать, чем займусь, потому что пока не могу выехать. Посмотрим, что интересного будет в мире", — уточнил экс-руководитель "МЕНАТЕПа".

Он напомнил, что у него до сих пор нет заграничного паспорта из-за того, что на него наложено взыскание налогов в размере более чем 17 млрд рублей. По его словам, Россия не исполнила решение ЕСПЧ, который признал этот иск фальшивым.

"Если мне дадут загранпаспорт, я приведу в Россию иностранных инвесторов за ручку", — пообещал Лебедев.

Он также высказался по поводу экономической ситуации в России, процитировав слова героя из произведения Михаила Булгакова "Собачье сердце", что кризис — "больше в головах".

"Некоторые истерические нотки, которые звучат по поводу кризиса, я их не очень понимаю. Это деградация в сфере государственного управления. Большого кризиса в экономике быть не может", — добавил Лебедев.

По его мнению, уровень нефтяных цен в 60 долларов за баррель — это "сказка" для России. Только необходимо решить вопрос, как распорядиться доходами, добавил Лебедев.

Не обошли стороной и экс-главу "ЮКОСа" Михаила Ходорковского. Как сказал Лебедев, он иногда общается с Ходорковским по телефону, но не готов комментировать все его высказывания в прессе. А его позицию по Украине Лебедев поддерживает частично.

"С чем-то согласен, с чем-то нет, своей личной окончательной позиции нет, я на Украине не был", — добавил он.

Также Лебедев отметил, что не собирается заниматься политикой, но в то же время он готов сотрудничать с "Открытой Россией" Ходорковского.

"Не занимался политикой, это не мое. Я хочу заниматься тем, что я умею делать", — сказал Лебедев.

Говоря об оппозиции, Лебедев заметил, что этот вопрос для него является не простым.

"Как любой гражданин, я допускаю наличие оппозиции. Но кто из оппозиции может находиться в правительстве, работать министром финансов, экономики, председателем Центрального банка?

Оппозиция должна готовиться прийти во власть, я должен понимать, могут ли они работать. Когда я узнаю хоть что-то прагматическое, я определюсь, кого можно поддерживать.

Оппозиция не имеет права на ошибки, но она их допускает, и они дорого обходятся", — подчеркнул он.

Бывший руководитель "Менатепа" пока не видит каких-то явных лидеров в оппозиции, которые могли бы занять места во власти.

"Не хочу, чтобы к власти подходили Шариковы", — добавил он.

Отвечая на вопрос, кто, по его мнению, мог бы быть президентом среди нынешних политических деятелей, Лебедев сказал, что пока никого не видит явным кандидатом на пост главы государства. В свою очередь, Ходорковский был бы уместен "в качестве переходного института", считает Лебедев.

"На долгий период не вижу его. Он очень хорош как антикризисный менеджер, но ненадолго", — добавил он.

Говоря о своих собственных политических планах, Лебедев заявил, что не собирается работать в правительстве. Хотя, по его словам, такие предложения ему поступали неоднократно.

Высказываясь о решении, вынесенном судом Гааги по долгу акционерам "ЮКОСа", Лебедев обратил внимание на то, что с 15 января на эту сумму начисляются штрафные проценты. При этом обжаловать решение международного суда невозможно. Хотя, как заметил Лебедев, существует возможность отменить решение гаагского суда, если оно противоречит российскому законодательству. Как раз власти РФ и воспользовались этим условием, обратившись в Окружной суд Гааги.

Под конец встречи журналисты поинтересовались, что Лебедев думает о "третьем деле "ЮКОСа". Однако экс-глава "Менатепа" отказался комментировать слухи об этом, пояснив, что ничего не знает о третьем уголовном деле. Также Лебедев выразил готовность активно участвовать жизни страны и помогать тем, кто к нему обращается за помощью. "Я был бы более искренним, если бы я точно знал, что, когда я буду говорить о людях и какая им оказывается помощь, они не пострадают", — заключил Лебедев, добавив, что речь не идет о бизнесе.

Об авторе:

Андрей Карев