
Скорее всего, широким массам специалистов по международному праву срочно придется переквалифицироваться в узких, специализирующихся по морскому праву. Без этого критиковать действия Трампа им будет сложно. Заодно появляется еще несколько специализаций – предотвращение эскалации и новая научная дисциплина – прокрастинациоведение.
Задержание двух танкеров береговой охраной США имеет непосредственное отношение ко всем этим наукам.
Сейчас наметилась, а после православного Рождества возрастет активность правоведов, особенно Д.Медведева.
Как известно в конце декабря американские власти попытались задержать танкер теневого флота, следовавший под флагом Гайаны, за нарушение американских санкций. Танкер попытался уйти от преследования, но при этом предпринял необычные действия. Прямо в море сменил флаг на российский. Российские власти немедленно признали его своим, предприняли некие действия по линии МИДа и на всякий случай направили на выручку подводную лодку.
С точки зрения права судно осуществляло морские перевозки в нарушение санкций на перевозки венесуэльской и иранской нефти, которые объявили США, хотя аналогичные санкции в отношении этого судна, но за перевозки российской нефти ввели ЕС и Великобритания.
Кроме всего прочего в отношении иранской нефти, как известно, действуют санкции ООН, что предполагает совершенно другую правовую квалификацию случившегося.
Санкции были введены легально, о них надлежащим образом были оповещены все судовладельцы, страховщики, брокеры и др. субъекты рынка морских перевозок нефти.
Если бы судно, находясь в Карибском море выполнило требования береговой охраны, то к команде вряд ли можно было предъявить претензии. В отношении судовладельца, скорее всего, могли быть предъявлены штрафные санкции, которые можно было оспорить в американском суде. Кроме того, если все остальные документы судна в порядке, судно и груз застрахованы, имелся TOVALOP, то это рассматривалось бы, как одна правовая ситуация.
Но судно не подчинилось действиям американских властей (не пиратов, где оно могло бы подать сигнал бедствия, а властей), сменило флаг и предприняло попытку бегства.
О действиях МИДа РФ и ВМФ повторяться не буду.
Российские военные корабли действительно героически присутствовали неподалеку в момент захвата судна.
В процесс вмешался Минтранс России со своими неопровержимыми аргументами в защиту свободы судоходства от США. "В соответствии с нормами Конвенции ООН по морскому праву 1982 года в водах, в открытом море действует режим свободы судоходства и никакое государство не имеет права применять силу в отношении судов, надлежащим образом зарегистрированных в юрисдикциях иных государств", – заявили они.
И с ними можно было бы согласиться, если бы не некоторые обстоятельства.
Судно находилось в территориальных водах и в экономической зоне под флагом Гайаны. Далее оно при попытке американских властей его задержать и досмотреть меняет флаг прямо в открытом море. В России это считают достаточным.
Но если этого достаточно, то не возникает потребность в направлении военных кораблей в международные воды с боевыми задачами по отважному наблюдению за происходящим. Американские силовые структуры в этой ситуации действовали на основании ордера Федерального Суда для выдачи которого существовали все основания – номер судна, сети владения и контроля, история санкций и маршрутов.
Смена флага в море, в данном случае, не только не имеет существенного правового значения для защиты судна, а наоборот, подтверждает отсутствие надлежащей государственной регистрации. И не просто подтверждает, а дало основание применить термин: судно без государственной принадлежности. Смена флага – это ведь не просто действия экипажа, а серьезный правовой шаг с соответствующими последствиями, что предполагает:
– смену судовых документов;
– проверку класса судового регистра;
– переоформление страховых документов, которые невозможно оформить без подтверждения морского регистра.
В задержании судна, несмотря на нахождение рядом российских военных судов, кроме береговой охраны и других сил и средств США принимала участие Великобритания, где тоже существует независимый суд, а также ведущие в мире центры морского регистра, а также страхования и перестрахования морских перевозок. С одним названием Lloyd.
Этим и объясняется, что требования МИДа России, в конце концов, свелись к поддержке россиян – членов экипажа, которым грозит уголовное преследование в США.
Гнев профессиональных думских маргиналов никто всерьез принимать не будет. Россия вряд ли сможет даже принять участие в суде, потому что в нем ей просто нечего будет представить в свою защиту.
Я не претендую на абсолютную истину в данной ситуации, но ни регистровых, ни страховых документов, соответствующих международным требованиям с большой долей вероятности не будет.
А TOVALOP (страхование ответственности на случай разлива нефти), что является элементом международного морского права, в этом случае просто невозможен.
Но в свете происшедшего важны еще два обстоятельства. Первое касающиеся европейских властей. Можно принимать бесконечное количество санкций против российской нефти и российского теневого флота. А можно осуществить контроль морских перевозок через Балтийское море на предмет соблюдения норм морского права при прохождении датских проливов. Контроль документов и контроль действий экипажей в зонах морских коммуникаций.
И все!
Россия все поймет с первым арестованным танкером с фиктивными документами и с первым судебным иском за нарушение норм судоходства в зонах морских коммуникаций. Движение судна с опущенным якорем в зоне прохождения морских кабелей должно сопровождаться конфискацией судна и груза. Это азы, которые изучают в любом мореходном училище.
Другое дело, что европейские власти не желают этим заниматься, несмотря на их доминирующее превосходство в силах и средствах в Балтийском море даже без США.
Соотношение сил и средств объединенных ВМФ Германии, Польши, Швеции, Дании, Финляндии и Балтийского флота России доходит до 10-1.
Для реализации этого необходима лишь политическая воля, которую сейчас демонстрируют США. Кстати, этот фактор будет оказывать влияние на выборы. Избирателям могут надоесть разговоры о либеральных ценностях без их реальной защиты, имитация и позитивная дискриминация. "Задержание корабля под российским флагом в Северной Атлантике подчеркивает решительное лидерство Соединенных Штатов", – написал А.Сибига.
Второе обстоятельство касается вечной боязни эскалации. Ничто в такой степени не подавляет возможности и желание России проявлять агрессию, как демонстрация ей реальной силы. И последствий ее применения.
Европа очень многое упустила и тем самым мотивировала Россию к войне.
Сейчас после действий против режима Мадуро стоимость бензина в США достигла исторического минимума за пять лет.
В России усугубляется финансовая нестабильность.
В 2022 г. европейским бюрократом было сделано несколько предложений. Например, предъявить иск к Газпрому за злоупотребление монопольным положением на рынке. В рамках антимонопольного законодательства была возможность арестовать большие средства на счетах Газпрома в Европе и направить их на компенсацию пострадавшим европейским домохозяйствам и промышленности. Этого не было сделано. В результате эти деньги были использованы для войны, а европейцы понесли дополнительные издержки.
Сейчас опять европейская бюрократия демонстрирует несостоятельность предъявить иск России, конфисковать ее активы и средства фронтменов Путина для компенсации ущерба Украине и собственным налогоплательщикам.
А после этого никак не может понять, почему падают рейтинги вечно прокрастинирующей власти.