Пятая колонка

Главная // Пятая колонка // Вернемся к нашим макронам

Вернемся к нашим макронам

Рома Пиндершлосс: Почему немцы приняли жесткие условия только со второго раза?

14.05.2022 • Рома Пиндершлосс

Пробивание Макроном

Прекрасная статья Вадима Зайдмана по поводу очередных приятных инициатив Макрона нуждается в одном существенном дополнении. Сразу хочу оговориться, что приводимые разъяснения не являются плодом моего собственного исторического анализа, а собраны из недавно прочитанного в разных местах. Уверен, что Макрону все далее написанное прекрасно известно, но он строит "хорошую мину". Наверное, хотел бы получать пенсию в Газпроме. Вообще, чтобы урезонить этого инициативщика, лучшим способом было бы интернировать Шредера лет эдак на десять-пятнадцать в какой-нибудь Шпандау.

Начнем с цитаты. В. Зайдман пишет: "Чтобы Россия перестала в будущем представлять кому бы то ни было угрозу (в том числе и своим собственным гражданам), она должна пройти через всё то, через что прошла Германия после 1945 года". Тут огромная неточность — не только после 1945 года, но и в 1944 году, и в начале 1945 года. Без того, что предшествовало и оформило поражение Германии, не было бы и излечения.

Итак, в чем же разница между тяжелейшими и унизительными санкциями, наложенными на Германию после Первой мировой войны и после Второй мировой? Почему после Версаля забурлил реваншизм, а после Нюрнберга стала нарастать волна внутренних процессов (в том числе судебных) денацификации и демилитаризации? Собственно, экономическая тяжесть санкций после Второй мировой была для немцев гораздо тяжелее репараций по Версальскому договору. Был, конечно, и план Маршалла, но он и заработал не сразу, и не облегчил самих санкций — просто дал возможность тяжело и конструктивно трудиться над восстановлением страны.

Почему немцы приняли жесткие условия только со второго раза? Если приглядеться к истории Первой мировой, то оказывается, что основные битвы велись на периферии германской империи. Да, была тяжелая скудная жизнь тыла, приходили гробы и калеки с фронтов, была даже гениально прихвачена Украина. И вдруг где-то в дальнем французском Компьенском лесу генералы вермахта сдались союзникам. Конечно, были революционные потрясения, бегство кайзера, новое правительство и конституция. Но генералам удалось уклониться от своей доли ответственности, свалив неудачи на гражданское правительство.

Немецкий народ не понял ситуации, воевали-воевали самой сильной армией мира и вдруг проиграли — не иначе предательство. Тут и повылезали гитлеры. Этот опыт был учтен союзниками во Второй мировой — ковровые бомбардировки Гамбурга, Дрездена и множества других больших и малых городов вкупе с тотальным разрушением Берлина дали понять каждому немцу, что война проиграна именно как война, а не в итоге каких-то закулисных манипуляций. Война не просто пришла в каждый дом, но и физически разрушила этот дом. На этот раз немцы поняли, постепенно смирились и многое переосмыслили.

Теперь посмотрим, как этот опыт двух мировых войн оценивается реакционной военщиной и реакционной политологией Запада применительно ко дню сегодняшнему.

Советский Союз экономически проиграл холодную войну и рассыпался аналогично кайзеровской Германии. Вот как это смотрелось изнутри: была огромная мировая держава, обладающая (в каком-то виде) военным паритетом с противником; больших войн и поражений не было; да, жилось скудно и напряженно, но не голодали же (хотя были продовольственные карточки); были и великие достижения, и даже разные радости. И вдруг всё обвалилось, как бы ни с того ни с сего. Ну, прямо "крупнейшая геополитическая катастрофа" века. Не иначе предательство. А предатели-то вот они — сменяющие друг друга реформаторы-либералы на переломе эпох. Тут нужен человек, способный обеспечить реванш, и такой человек неизбежно появляется. И, неизбежно, начинает следующую войну.

Что остается всяким там консультантам западных милитаристов — только советовать жестоко бомбить наши города, дабы народ понял, что окончательно проиграл. Ну, именно бомбить вроде как-то несовременно и пока неактуально, но вот санкции... Надо чтобы они разрушили привычную жизнь каждого, вошли в каждый дом, разрушили его бытовой уклад. Тогда у населения появится почва для переосмысления собственной истории. Примерно так мыслит наш геополитический противник.

Так давайте выставим против воинствующего истеблишмента наших верных макронов, шольцев, салливанов и всех-всех-всех, кого удастся наскрести, купить или одурачить. Всех полезных и бесполезных идиотов. Может быть, пронесет? Или будет как в том анекдоте про Василия Ивановича: пересидев атаку врага, он выдыхает: "Ну-у-у, пронесло", а верный Петька поддакивает: "И меня тоже".

Об авторе:

Рома Пиндершлосс

 Родился в Москве, политолог, сооснователь Института асинхронных технологий.