Пятая колонка

Главная // Пятая колонка // Гражданская позиция — страх

Гражданская позиция — страх

Виталий Гинзбург: Король во власти по сути дела — голый

28.03.2023 • Виталий Гинзбург

У нас голый король. Рисунок: Андрей Петренко. https://t.me/PetrenkoAndryi

Бенефис, устроенный из частного разговора двух негодяев, неожиданно превзошел все ожидания по вниманию публики и ожидаемо перешел в фазу поиска "бенефициаров", а также подсчета и расчетов с ними.

Надо отдать должное, это был настоящий бенефис в поддержку их популярности.

Я не знаю достоинств И. Пригожина как продюсера. Возможно, они существуют. А раз они существуют, то он должен быть довольно состоятельным человеком. Просто помню, как в разгар пандемии он обратился публично к правительству и попросил господдержки шоу-бизнеса. Дескать, у них творческие коллективы и при ограничении публичных мероприятий они несут издержки. Вы могли бы себе представить в подобном качестве Элтона Джона, Пола Маккартни, Мадонну или кого-либо еще? И я тоже не мог.

Возможно, он не слишком успешен. Но зато сейчас, когда ему рукоплещут все соцсети, он как-то стушевался и явно не хочет развивать свое лучшее шоу. Все в восторге от правды, неровен час — и Иосиф Пригожин может стать эталоном совести, может даже перехватить знамя морального камертона у ФБК, а также претендовать на смягчение санкций в отношении как себя, так и своей супруги или даже на политическое убежище.

Это то, что сегодня всплыло на поверхность этого отстойника вместе с этими персонажами.

Но на мой взгляд, если копнуть глубже, картина несколько изменится.

Многие в восторге от правды, которую они услышали или захотели услышать. Но что такое правда из уст этих персонажей?

Один — фигурант многих судебных процессов, в которых его позиция, мягко говоря, не внушает доверия. Он же, по его словам, жертва режима, у которого отобрали бизнес. Но при этом заплатили 1,3 млрд долларов, что весьма странно для жертвы рейдеров. Но еще более странно — эти средства он инвестирует, по сути, в этих рейдеров. Потом жертва режима, особа удаленная от императора, еще и участвует в урегулировании российско-турецкого конфликта.

Как вам такая жертва режима, который, в отличие от Ходорковского, сумел избежать любого режима? И толкующий о своей "Солянке".

Второй фигурант — служащий режиму по культурному ведомству и профессионально зомбирующий подданных этого режима.

Я намеренно абстрагируюсь от содержания разговора, потому что само понятие ПРАВДА применительно к обоим собеседникам является не смягчающим, а отягчающим обстоятельством. Это люди даже не с раздвоением, а с растроением личности. И прежде чем оценивать правду, исходящую от них, следует предварительно понять, от какой части их личности она исходит. И в интересах какой части личности.

В свое время Сергей Довлатов рассказал историю о том, что, когда Бродский в больнице после операции услышал от Довлатова, что Евтушенко где-то высказался против колхозов, сказал: "Если он против, я — за".

Правда, которая прозвучала из уст И. Пригожина, была немедленно дезавуирована и столь же немедленно конвертирована в животный страх. Вопрос — в какой?

Дело в том, что все серьезные люди, разговаривающие в России по телефону, прекрасно всё понимают. И поэтому подобные разговоры ведут все. Никто из них не боится прослушки со стороны ФСБ.

Это как в разговоре Мюллера с Кальтенбруннером о Штирлице в известном фильме:

"Те, кому я целиком доверяю, говорят о кретинизме Риббентропа, о тупости наших военных, о болване Геринге..."

Нюансы разговора могут свидетельствовать лишь о рейтинге внутреннего доверия в системе. Из этого лишь следует то, что Фархад Ахмедов разговаривает еще и с товарищем генералом, а Иосиф Пригожин всего лишь с товарищем майором. Не более того.

Но страх исходит не от содержания разговора, а от его обнародования. Власти плевать на все вместе фильмы Навального и на него самого. Ей, наоборот, выгодно выглядеть в его фильмах брутальной и монолитной. А здесь ведь по большому счету произошел слив главного нарратива и власти, и оппозиции. Король во власти по сути дела — голый.

И все это свидетельствует не о силе власти, а о состоянии народа, который боится этого голого короля. И именно это могут вменить в вину Пригожину. За это он может потерять все, и не только непосильным трудом нажитое.

Разумеется, они все вместе абсолютно одинаково аморальны. Они в шоке и ярости от неминуемого проигрыша. Они выражают свое отношение к проигрышу в войне "Кварталу-95". Возможно, в устах Пригожина — это зависть к конкуренту. А если это расценят как конкуренцию на подсознательном уровне, то тогда ему вообще конец. Это уже может быть воспринято как измена Родине.

А если серьезно, то это просто слепок состояния умов всех "элит". Отчасти и оппозиционных.

Сложно было бы представить состояние части российской оппозиции, если бы не мужество украинского народа.

Ведь только сейчас возвращены все бутерброды. И даже сейчас в дискуссии с откровенными ватниками допускаются аргументы от самых "хороших русских" о том, что тему Крыма Путин слил. И именно в этом состоянии имперских умов снизу доверху состоит сермяжная правда.

Великая Русская Культура тем и велика, что сказала нелицеприятную правду о своем народе. Ту, за которую убивали, отправляли в тюрьму, высылали из страны и, естественно, цензурировали. Я даже сделаю допущение, что в структуре ее величия подобная правда занимает порядка 90%. А остальное занимает природа. И именно в этой правде самая большая сила того шоу, которое поневоле представил И. Пригожин. Но оно не закончено.

Антракт.

Об авторе:

Виталий Гинзбург