Пятая колонка

Дежавю

Вадим Зайдман: Игры с диктатурами ничем хорошим закончиться не могут

16.11.2023 • Вадим Зайдман

Обложка журнала The Economist (выпуск от 17 июля 2021 года).

Скажу сразу: мне категорически не нравятся начинающиеся игры, точнее, заигрывания США с китайской диктатурой. Потому что мы давно должны были бы уже усвоить, может быть, главный урок современной истории: игры с диктатурами, даже продиктованные (вымощенные) самыми благими намерениями, ничем хорошим закончиться не могут по определению.

Читаю новостные ленты о встрече президента Байдена и председателя Си, и меня не покидает ощущение дежавю. Это было, было, было... Молодой, непьющий Путин — и Джордж Буш-младший, заглянувший ему в глаза и увидевший его душу... Необходимость плодотворного сотрудничества — да, с демократией еще несовершенной, да, с эксцессами в Чечне, потом в Грузии, потом в Украине, но мы же "выражаем по этому поводу глубокую и даже очень глубокую озабоченность, а отталкивать жесткими мерами Россию нельзя".

Досотрудничались. Доумиротворялись.

Теперь та же политика намечается в отношении Китая.

Многие оппозиционно настроенные к Путину наблюдатели радуются: Россию отодвинули в сторону, намечающийся двуполярный мир теперь будет состоять не из США/России (СССР) — а из США и Китая. Вы действительно видите в этом нечто положительное — что место старого хищника с гнилыми зубами займет молодой хищник?

То, что сегодня происходит в отношениях США/Запада с Китаем, все больше начинает напоминать то, что происходило в их отношениях с путинской Россией на начальном этапе. С лагом запаздывания лет в пятнадцать. Посчитайте разницу между сроками нахождения обоих диктаторов на галерах — Путин, включая его премьерство, — 24 года, Си Цзиньпин — 10 лет — и вы получите эту цифру.

Посмотрите на то, что вытворяет теперь Путин — и вы заглянете в будущее, увидите то, на что лет через 10–15 может решиться Си Цзиньпин при политике умиротворения и плодотворного сотрудничества с одной из самых жестких диктатур планеты. При том, что у Китая есть своя Украина — Тайвань, и при том, что у Китая, в отличие от российского вермахта, действительно вторая армия мира.

Говорите, председатель Си — не сумасшедший, чтобы встрять в такую авантюру? — Надо ли напоминать, как то же самое говорили в отношении Путина, что он не будет действовать во вред интересам России и своим собственным — а он каждый раз опрокидывал такое рациональное о нем мнение и всякий раз действовал, как будто он штирлиц, засланный в Россию с целью ее развала. Сколько всего, через 10–15 лет председатель Си будет находиться у власти, абсолютной и бесконтрольной, когда едет крыша и когда искать зерно рационального поведения у человека так же бессмысленно, как искать черную кошку в темной комнате, когда ее там нет.

Тем, кто сегодня высмеивает перспективу попытки Поднебесной вернуть Тайвань в родную гавань (и тем более возможность ее превращения в новую головную боль планеты), напомню, как в 2014–15 годах так же высмеивали тех, кто предупреждал о неизбежности полномасштабной войны в Украине, если Путин не получит по рукам за аннексию Крыма и войну на Донбассе. Собственно, вплоть до 24 февраля прошлого года иные и высмеивали, и называли такие страхи паранойей и чепухой.

А до этого высмеивали тех, кто в 2008 году алармировал, что Путин не остановится на Грузии, если не получит отпор за отторжение от нее Абхазии и Южной Осетии. А еще раньше, в самом начале служения Путина на галерах — высмеивали тех, кто предупреждал, что геноцид Чечни — это только самое начало "славных дел Владимира".

Ну хорошо, Мюнхенские соглашения 1938 года — это для Байдена и других западных политиков история, которая, как, возможно, они предполагают, к сегодняшнему дню, к совсем другой эпохе не имеет прямого отношения (не могу же я думать, что они прогуляли уроки истории по этой теме). Нечто абстрактное, чисто теоретическое, не прочувствованное на своей шкуре, не пропущенное через собственный опыт.

Точно так же мы не очень задумывались над тем, когда еще в советской школе нам рассказывали о том, как Гитлер в считаные годы превратил культурнейшую немецкую нацию в быдломассу, оправдывавшую все преступления нацистов. Теперь же мы собственными глазами на примере путинской России увидели, как быстро происходит такое расчеловечивание нации.

Точно так же мы собственными глазами увидели, чем обернулась политика умиротворения и плодотворного сотрудничества с сегодняшним Гитлером — самой кровавой, после Второй мировой, развязанной Гитлером историческим, войной в Европе.

История преподала с путинской Россией живой практический урок, при нашем непосредственном участии. Не теоретический Мюнхен-1938 — а несколько практических "Мюнхенов" подряд: 2008, 2014, 2022. — Мы и этот урок не выучим? — Будет ли тогда на кого пенять, если старушка Клио в очередной раз накажет за невыученный урок?

Не надо мостить дорожку в постпутинский мир в союзе с китайскими коммунистами. Недостаточно одного взращенного таким сотрудничеством монстра? Оглянуться не успеете — как получите такой ад, по сравнению с которым даже путинский покажется раем.

Об авторе:

Вадим Зайдман

Вадим Зайдман

Родился в 1964 году в Запорожье. Окончил машиностроительный институт, работал инженером. В 90-е уволился с предприятия и занялся мелким бизнесом. В те же годы выпустил несколько книг для детей и подростков. В 2001 году эмигрировал в Германию, в Нюрнберг. В 2004 году открыл небольшое бюро путешествий и экскурсий, в конце того же года вместе с...