Пятая колонка

Главная // Пятая колонка // Апология бунта

Апология бунта

Михаил Долиев: Стоит ли поддерживать русский бунт?

06.12.2025 • Михаил Долиев

Михаил Долиев

Слесарь Полесов: "Как я тебе сделаю, если у меня материала нет?"
И.Ильф, Е.Петров, "Двенадцать стульев"

В 2022 году, когда только начиналась война, очень многие эксперты – из тех, что свои старые прогнозы никогда не показывают, – обещали, что вот ещё немного, и в России вспыхнут, если не революция, то множество бунтов, ну прямо как в 1905 или 1917 годах. Однако по прошествии четырёх лет ничего этого не произошло. О чём это говорит? Это указывает нам на силу российской пропаганды. К тому же революцию, в отличие от современной российской оппозиции, никто кропотливо не готовит.

Правда, могу припомнить один спонтанный пригожинский бунт 2023 года. Тогда тоже пошло много прогнозов, что вот теперь-то уж точно путинскому режиму осталось немного, нужно только подождать. Внезапный пригожинский бунт можно сравнить разве что с выступлениями декабристов. В обоих восстаниях основное действующее лицо – часть правящей элиты (только у Путина она специфическая – какой "царь", такие и "дворяне"). В обоих случаях публично выступила элита, но после первоначального успеха, достигнутого эффектом внезапности, демарш был подавлен. Тысячелетний Третий Рим устоял и в этот раз.

Если окунуться в историю, то Французская революция действительно двигалась чередой голодных бунтов парижских домохозяек. Под руководством маркизов, принцев, юристов, врачей восставшие добились некоторых прогрессивных целей и конституции. Французские политики, депутаты Генеральных Штатов, не брезговали и не отказывались от использования голодных бунтов.

По преданию апокрифов большевизма Февральская революция также началась из-за недостатка хлеба у голодных домохозяек в Петрограде.

Думаю, что участники бунтов не читали ни Джона Локка, ни маркиза Монтескьё, ни Маркса, ни Энгельса, ни вообще ничего, кроме табло с ценами на хлеб.

Бунт без "леваков" и "либерастов"

Сегодня очень часто приходится слышать брезгливое брюзжание: что я с теми не пойду, а с этими рядом не сяду, а вот это, мол, не метод...

Однако и у большевиков другого народа, других революционеров, других попутчиков не было. Ещё недавно многие солдаты с криками "За веру и царя!" шли в бой, расстреливали рабочих, громили еврейские кварталы, а уже через год они же кричат: "Долой войну!", отказываясь ехать на фронт.

Как-то встретил рассказ о тбилисских событиях марта 1956 года: тогда грузинский народ вышел протестовать против уничтожения памяти Сталина. Да, понятно, что Сталин – палач и прочее, но сам народ этого особо не понимал. Однако грузинские активисты подполья понимали, что другой шанс, когда народ выйдет на улицы, будет не скоро, и нужно использовать то, что есть, а не бесконечно дебатировать в стиле "правильный – неправильный протест", "леваки – либерасты". Постепенно в требования стали включать пункты диссидентских программ. Кстати, диссиденты Звиад Гамсахурдия и Мераб Костава считали для себя возможным принимать участие в подобном восстании, втайне надеясь переломить советскую систему в целом.

21 декабря 1989 года митинг, организованный в поддержку генерального секретаря Чаушеску, перерос в революцию против диктатора. Позже некоторые участники свержения свидетельствовали, что намеренно шли на этот митинг, чтобы использовать собрание граждан для восстания. Так оно и получилось!

Сегодня в России иногда можно слышать брезгливое брюзжание о движении жён мобилизованных или о требованиях вооружить и достойно платить солдатам.

Если завтра последователи данных требований выйдут на улицы – нужно ли идти с ними?

Вопрос, конечно, дискуссионный. Если идти, то, какие лозунги продвигать? Если продвигать, то, как узнавать в толпе своих? Если собираться, то в какой момент уже можно было бы повернуть восстание, и как это сделать? В общем, работы невпроворот.

Сегодня многие уповают на прекращение войны путём переговоров между Трампом и Путиным. Грешным делом я тоже предположил, что мир возможен. Хоть и шаткий, временный, худой мир – но мир. Но давайте заглянем в причины войны.

Начнём с того, что путинский режим существует только благодаря войне. Правление Путина началось благодаря войне в Чечне.

С 2012 года, когда путинский режим отбросил либеральную ширму, диктатор вернулся к милитаристской пропаганде – и не случайно. Уже с 2014 года он активно воюет на различных фронтах – в Украине, Сирии и др.

Главная причина необходимости войны стара как мир: удержание Путина и его камарильи у власти. Война – стратегическая, жизненно важная составляющая путинского режима.

Подданные Путина считают, что он защищает их от врагов и предателей. Кто-то считает его собирателем земель, но главное – что они ощущают его "защиту".

Население России получило "великую" цель и уже не думает об экономике, сгнивших трубах, строительстве мостов, лишении свобод, отсутствии интернета. Они "освобождают весь мир от нацизма". Отними у них войну – и они заметят, в какой Разрухе живут.

В условиях роста безработицы постоянного увеличения численности армии – это не только добровольное изъятие и изоляция здоровых мужчин в казармы (фактически тюрьмы), но и практически дармовая рабсила, которую можно использовать на разгрузке, уборке картошки, строительстве генеральских дач и пр. Причём кормить их можно всяческими отбросами, списывая всё на военное положение.

Это тренировка армии (по словам того же Путина) при помощи ротации подразделений, постепенное обучение перед будущей войной с НАТО. Поэтому, когда некоторые пишут лозунги "Путин – лучше Гитлера", они частично правы: Путин ведёт войну четвёртый год, и его армии орков не спеша наступают, нарабатывая боевой опыт. Никакой "антипутинской коалиции" до сих пор юридически нет. Даже термин такой не используют. Путин, в отличие от Гитлера, продолжает править страной двадцать пятый год.

Мало того – сегодня близкий товарищ Трампа Илон Маск заявляет о роспуске Европейского Союза как о великой американской мечте. Это при том, что благодаря Трампу НАТО оказалось парализовано.

Путин – патологический садист. Давайте честно скажем самим себе: Путину доставляет удовольствие причинять нестерпимые мучительные страдания окружающим. Я не удивлюсь, если когда-нибудь в будущем мы узнаем, что он даже лично выбирает цели для своих ракет: детсад, поликлиника, роддом.

Воссоздание империи, борьба с "Натой" – это, по-моему, слишком рациональные и благородные цели для Моли.

Такими я считаю истинные цели войны. И именно поэтому война никогда не закончится, пока жив Путин и его режим.

Покончить с войной – значит покончить с тираническим режимом Путина.

Возвращаясь к рассуждению о гипотетическом восстании против Путина в России, я бы хотел отметить, что поход на броне "Абрамса" немного откладывается в связи с бурной деятельностью Трампа по умиротворению. И на первый план опять должен выйти план "Б" – революция, народное восстание.

Mikhail Doliev

Об авторе:

Михаил Долиев