Пятая колонка

Сон Замзы

По следам свежего скандала

24.04.2008 • Станислав Яковлев

Станислав Яковлев

Я был озадачен. Я смотрел на них через окно. Я был в офисе, и окно было в офисе, а выходило окно во двор.

Во дворе находились они, и совершали загадочные действия. Они носили красные полотнища с белыми полосами, нашитыми косым крестом. В средневековой Испании такая одежда называлась "санбенито", и в нее наряжали отправляющихся на костер еретиков. Я понял, что во двор нашего офиса пришли испанские еретики, и даже немного испугался.

– Скажите, что они там делают? – обратился я к старшим коллегам.

– Они пляшут, – констатировали старшие коллеги.

Я пошевелил языком и ощутил вместо языка колючий камень. Стало ясно, что все мы обречены.

Еретики владели магнитолой. Из ее колонок изливался трупный буржуазный яд – отборный чернокожий бандитский речитатив с Западного Побережья Соединенных Штатов Америки. Но я вовремя вспомнил, что испанская инквизиция с особой жестокостью преследовала мавров.

Осторожно вышел посмотреть на мавров.

Мавры оказались непростительно бледнолицы. Двое продолжали плясать, стараясь, быть может, разжалобить какое-то грозное и надменное божество. Остальные сидели, нахохлившись, нянчили натруженные ступни и все вокруг фотографировали. Без умысла. Просто город красивый, и хочется потом хвастаться карточками. А сами они из Тулы.

В руках мавры держали брошюры. На первой странице брошюры красовался лик того самого божества, которому мавры, насколько я понял из их разговоров, уже не первый год молятся, но пока все без толку.

На последней странице был изображен буржуй в американской шляпе. Буржуй сидел на денежных мешках, олицетворявших, видимо, прибыль от продажи маврам рэпа. На одном из мешков было написано "Белых", и мне сразу захотелось позвонить Анатолию Борисовичу Чубайсу и спросить, где и по какому случаю он разжился такой замечательной шляпой.

Чуть справа от буржуя крупными красными буквами было написано, что я работаю на американского гражданина. И даже фамилия гражданина указана. Я очень удивился. Пожелал маврам горячей пищи и пошел работать дальше.

Вот какое я удивительное приключение пережил. А вы опять все пропустили.

Кто сумасшедший, я сумасшедший? Сами вы сумасшедшие. Вы-то думали, что это очередные "нашисты" раздают очередные листовки с очередной своей постной брехней? Чушь вы думали. И Савеловский суд города Москвы недавно так и постановил – вы думали чушь, стыдитесь. Если в городе люди с символикой движения "Наши" раздают агитматериалы движения "Наши" и процесс этот сопровождается официальными комментариями пресс-секретаря движения "Наши", то эти люди могут быть кем угодно, только не представителями движения "Наши".

Я это заранее знал, а вы не знали. Потому я и по судам не ходил. А представлял, как однажды, под занавес жизни, седой и степенный, в окружении стайки притихших внучат расскажу им о своей встрече с испанскими пляшущими маврами. И внучата будут смотреть на меня с уважением.

Итак, выводы, которые из всей этой истории полезно было бы сделать, дабы в будущем не попадать впросак.

Вывод первый. Козьма Прутков был прав, но лишь отчасти. Когда на клетке с буйволом прочтешь ты надпись "буйвол" - все равно не верь глазам своим. На тайном гербе кремлевской прослойки изображен Шалтай-болтай, каждое слово которого, как известно, означало только то, что сам Шалтай-болтай желал, а желания его были таинственны, стихийны и постоянно менялись. Как в анекдоте про советскую газету: если в ней написано, что инженер Иванов выиграл в спортлото десять тысяч рублей, то это чистая правда, газета врать не будет. Только не инженер, а завмаг, и не Иванов, а Шпильман, и не выиграл, а проиграл, и не в спортлото, а в преферанс, и не десять тысяч, а три рубля двадцать копеек. Не читайте за обедом советских газет. И вообще их не читайте.

Вывод второй. Если к вам на улице подошел человек, похожий на активиста прокремлевского движения и дал вам бумагу, похожую на листовку прокремлевского движения – перекреститесь, сплюньте и поместите бумагу в ближайший мусорный бак, желательно вместе с активистом. Даже если активист и бумага вам не померещились, они, как совы из "Твин Пикс", – совсем не то, чем кажутся. А береженого Бог бережет.

Однако это выводы побочные, естественные, сами собою разумеющиеся. Основной же результат недолгой, но крайне интересной судебной тяжбы Гарри Каспарова с движением "Наши" куда важнее и интереснее.

Напомню несколько лишь самых известных примеров, когда вертикальная, всемогущая, державная и ни от кого не зависимая власть, имиджа ради поворчав сквозь оскаленные зубы, в конце концов, поджимала хвост к причинному месту и уползала в кремлевскую свою берлогу.

Пример первый. Кадыров – бандит. Эти слова Гарри Каспаров произнес 23 сентября 2007 года, в Петербурге. Кадыровцы очень тогда возмутились. Обещали посадить Каспарова в тюрьму. А если Каспаров в тюрьму не сядет, ну что же, у Кавказа есть и свои, национальные законы – напомнили кадыровцы. Хорошо. Допустим, лидер ОГФ оскорбил и оклеветал нынешнего хозяина Чечни. Он разве взял свои слова обратно? Оправдывался ли он, пытаясь убедить всех, что имелся им ввиду совсем другой Кадыров, какой-нибудь угрюмый браток из ОПГ "Уралмаш"? Да нет же. Каспаров сказал, что Кадыров Рамзан Ахматович, академик и Герой России - бандит. И если Кадыров с такой характеристикой не согласен, что мешало ему довести дело до суда и в суде же отстоять свою поруганную честь? Мешал, видимо, сам процесс судопроизводства, во время которого Каспаров стал бы приводить аргументы и доказательства в пользу собственного высказывания. И даже если бы кадыролюбивый кремлевский суд, левую пятку помяв, признал бы эти доказательства безосновательными…

То они бы все равно прозвучали. Громко. А выметать на всеобщее обозрение мусор своего прошлого, ранее так тщательно упрятанный под ковер, Рамзану Кадырову нет никакого резона.

Итак, Каспаров не стал доказывать, что его не правильно поняли. А Кадыров не стал доказывать, что Каспаров солгал. Зато чеченскому парламентарию, Дуквахе Абдурахманову пришлось, яростно лицо наморщив, объяснить, что под "кавказским возмездием" он имел ввиду не то, что все подумали, а всего лишь то, что Каспаров, ежели приедет он на Кавказ, не может теперь рассчитывать на легендарное горское гостеприимство. Совы опять не то, чем кажутся, и совы, заседающие в чеченском парламенте – не исключение.

Пример второй. Для разнообразия – нацболы. "Другая Россия" обвиняет тебя, Путин.

Cрыв показа фильма "Поцелуй не для прессы" имеется ввиду. Когда сторонники Эдуарда Лимонова разбросали в кинотеатре "Художественный" листовки с перечислением преступлений кремлевских властей. Нацболов свинтили и уже хотели было пришить им страшный экстремизм. Но неожиданно выяснилось, что характер обвинений, сформулированных в листовке, – предположительный. То есть листовку можно рассматривать как простое заявление в прокуратуру. И нацболы вовсе не возражают, чтобы на основании этой листовки было произведено расследование, должное установить, действительно ли господин Путин, не Василий Путин из села Чертова Котельная, а президент Российской Федерации Путин Владимир Владимирович является виновником Бесланской трагедии, взрывов домов Москве и Волгодонске et cetera.

На нацболов посмотрели пристально. Одному зачеркнули "экстремизм", написали "мелкое хулиганство" и взяли 1000 рублей административного штрафа. Второму, впрочем, "экстремизм" оставили, на всякий случай. Думают теперь, как бы так этот экстремизм еще и доказать. Через годик может и надумают. С учетом политической конъюктуры. А пока - гуляйте.

А почему бы действительно не провести расследование? Расследование, которое окончательно закрыло бы все эти столь щекотливые для Путина темы? И потом уже с полным основанием расправляться с каждым, кто обвинит доброго, милого, порядочного и совершенно безобидного Владимира Владимировича в чудовищных преступлениях, которых он – и это было бы доказано - не совершал? Нет, пусть уж лучше говорят. Внимания обращать не будем. Хулиганы, что с них взять.

Снова совы не то, чем кажутся. Правда, совами в этот раз неожиданно оказались сами лимоновцы. Они очень удивились такому исходу дела и готовы были подписаться под каждой строчкой из своей листовки. Однако российское государство предпочло признать их галлюцинацией. В принудительном порядке, аксиоматично и императивно.

И вот, наконец, совершенно восхитительное. Движение "Наши" приписало Гарри Каспарову гражданство США. Начался суд. Суд установил, что не движение "Наши". И не приписало. И не гражданство. И не Каспарову. А если Каспарову – то какому-то другому. Мало ли в США Каспаровых.

Лирическое отступление

В данном случае хорошо бы обратить внимание на логику самих "нашистов". Знаете, какая у них логика? Очень интересная. Вот, к примеру, воронежский комиссар движения Максим Стрибный считает, что поелику Гарри Каспаров проиграл суд против движения "Наши", значит Гарри Каспаров является американским гражданином. Суд-то он проиграл. Помимо этого, Максим Стрибный записывает в число безусловных побед своего движения такие события, как смерть Ильи Кормильцева, например.

Адвокат движения "Наши" Сергей Жорин, выступая на суде, заявил в частности, что нашисты, я цитирую, "это молодежь, которая неизвестна во всем мире, которая нигде не нужна, кроме своей страны". Я вот смотрю на них, смотрю, и действительно, не могу представить себе ни одной страны кроме путинской России, где подобные личности имели хоть какое-то применение.

С другой стороны, я догадываюсь, откуда эти странные создания вообще появились. Смешно сказать, но появились они из тех девяностых годов, которые они же сейчас так яростно проклинают. В девяностые годы видные "либеральные" идеологи учили их известно чему. Кто слаб, тот лох. Будь независимым индивидуалистом. Окрути лоха, раздень лоха, убей лоха. Лох ноет, лох клянчит? Пни его в морду, и со смехом, с хохотом. Ты должен победить. Если нельзя победить законно, победи незаконно. Изворачивайся, лги, предавай. Откажись от рефлексии, ее нытики придумали, чтобы хоть как-то оправдать свое бессмысленное существование. Либо ты победил, и тогда ты гордый, богатый, красивый и модный. Либо ты проиграл, и на шее у тебя появляется табличка "лузер". Лузером быть нельзя. Можно все, вообще все, кроме того, чтобы быть лузером.

Поскольку либерализм у нас был фальшивый, то и воспитал он фальшивых победителей: воров, лжецов и насильников, изворотливую гопоту. Либеральные идеалисты, полагающие, будто волк, выпущенный из клетки, немедленно возляжет рядом с ягненком и начнет щипать полезный щавель, оказались уничтожены в первую очередь. Дети пожрали Кроноса. Какой-нибудь сотрудник ФЭПа Тимофей Шевяков – не более чем последовательный ученик Валерии Новодворской, вычеркнувший из ее идей всю романтическую болтологию и обернувший зубы против самой Новодворской, потому как зачем с ней делиться? Девяностые были признаны годами смуты, хаоса и кошмара лишь потому, что поколение двухтысячных не желает кормить своих престарелых предков. Опять же, строго по "либеральной теории" тех, да и нынешних лет. Какая польза от пенсионера? Лучше бы ему поскорее сдохнуть.

Оказалось, тем не менее, что "победителей" подобного сорта за пределами России никто, действительно, признавать не желает. "Победители" страшно оскорбились и начали пыжиться – им, дескать, и в России не плохо, а кто не желает считаться с их авторитетом, тому они покажут кузькину мать. За любую сладкую кость, дающую хоть малый намек на подтверждение, легитимацию "победительного статуса" со стороны Запада кузькина мать немедленно прячется в суверенный карман, но это уже совсем другая история.

Недаром Михаил Ходорковский написал из-за решетки пронзительное письмо, в котором утверждал, что гражданское общество и победа демократии невозможны без признания базовых моральных ценностей. Некоторые "либералы" старой волны сделали вид, что МБХ немного тронулся рассудком и ударился в поповщину. Видимо, эти "либералы" не теряют надежды однажды "конструктивно договориться" со Стрибным; чуют – кровь-то своя. Ну раз своя, то скажите мне, дорогие, вы бы на месте Стрибного стали с собой договариваться? Если у Стрибного будет выбор – разводить дискуссии или просто объявить вас американскими шпионами, сдать на Лубянку, а самом въехать в вашу наконец-то освободившуюся квартиру, как вы думаете, как выбор сделает Стрибный, с учетом его уже известных высказываний, а равно и с учетом того, что Стрибному действительно некуда деваться?

Конец лирического отступления

Кремлевская власть не задает нам четких, прямых, честных вопросов. Она порождает некие фантомы, которые растворяются, утекают сквозь пальцы при любой попытке их ухватить. Впрочем, не стоить думать, что подобным образом власть обращается исключительно с оппозицией. Весь российский народ чем только не бомбили – и речью Медведева в Давосе, и речью Путина в Мюнхене, это не считая "посланий" и другой лабуды, масштабом поскромнее. Где это все? Ухватиться за хвостик фразочки, тянуть, разматывать, заглянуть в руку, а том сплошная издевательская пустота. Власть стоит рядом и хохочет. Обманули дурачка, на четыре кулачка. Высшее наслаждение: повелся, повелся лошок, ай какие мы ловкие.

А что получается, если задавать вопросы самой власти? Не обвинять даже, а просто спрашивать. Милейший, твои карты крапленые, публика за столом подставная, слова лживые, золото фальшивое. Власть не отрицает обвинений. Она снова скалится, но на этот раз уже трусливо. Докажи, раз такой смелый. Начинаешь доказывать. И рыло власти начинает приобретать выражение…

Вы не поверите, оскорбленной невинности. О как быстро они, минуту назад упивавшиеся собственным беззаконием, вспоминают о морали, когда речь заходит об их собственной шкуре.

Чем серьезнее и резче обвинения, тем активнее называет их власть не лживыми, нет. Но "безнравственными", "неэтичными" и даже страшно подумать, "подрывными". "Караул, хулиганы!"

Я так и вижу эту картину. Начальник вызывает подчиненного и спрашивает, правда ли, что он, подчиненный, тырит деньги из кассы. А подчиненный ему читает лекцию о православном смирении. И глаза блестят ехидно.

Мне не интересно, оскорбит ли нежную душу Рамзана Кадырова предположение о том, что он бандит. Если я (заявлявший то же самое, что и Каспаров) оклеветал честного человека, то я готов нести за это ответственность. Если не оклеветал, то дорогая кремлядь, не говорите мне про мораль. Про мораль мы с вами поговорим в церкви.

Вы одеваетесь не в мораль, а в костюмы от Brioni. Задница ваша опускается не на обитую дорогой кожей мораль, а на сиденье служебной иномарки, вверху которой блестит не мораль, а синяя мигалка. Вы купаетесь не в морали и мнет вам спину не мораль. Вы купаетесь в ароматных ваннах и мышцы трут вам раскосые массажистки.

Завидую? Ни в коем случае. Все это дал вам я. Все это – моя собственность. Данная вам во временное пользование для того, чтобы вы исполняли работу, в которой я заинтересован и с теми результатами, в которых я заинтересован.

Вы действительно считайте себя выше меня? Вы полагаете себя в праве меня учить? Очнитесь. Вы не брахманы и не кшатрии. Вы шудры, мечтающие стать вайшья, наемные работники, стремящиеся попасть в касту торговцев. И нанял вас – я.

Поэтому я спрашиваю – бандит Рамзан Кадыров или нет? Я не желаю кормить бандита. Воры братья Ковальчуки или нет? Я не даю укрытие ворам. Взрывал ли Патрушев дома в Москве и Волгодонске? Я не желаю иметь никаких дел с человеком, который уничтожает мой народ. Врут ли активисты движения "Наши" или нет? Я не просил приводить в мой дом сборище лживых выродков. И если ответы окажутся положительными, то знал ли обо всем этом Владимир Путин? Если знал, почему молчал? Если не знал и отвлекался в это время на Алину Кабаеву, зачем он мне нужен? И уж тем более, зачем нужен мне его "преемник" Дмитрий Медведев?

И не надо мне объяснять, что такие вопросы "ухудшат имидж России" и "приведут к катастрофе". Единственная катастрофа, которую я вижу – это ваше безбедное, уполномоченное существование. И интересный же вы выстроили имидж, если оказались никому не нужны, если все от вас шарахаются.

Не много ли я о себе думаю? Нет, ни в коем случае. Я думаю о себе ровно одно – я гражданин России, такой же, как и все. Вы живете за мой счет. Вы устроились ко мне на работу. Вы обязались защищать мои интересы. И теперь я требую отчета.

Вместе со всеми своими товарищами, их уже десятки тысяч. Пока мой голос слаб и вы можете от него отмахнуться ОМОНовской дубинкой. Но если товарищей моих будет сто тысяч? А если пятьсот тысяч? Просыпаетесь вы однажды, а они у вас под окнами стоят. И у каждого ставленника вашего стоят. И задают те же самые вопросы. И настроены вполне решительно.

Так не бывает? А вот в Киеве, например, случилось. Рекомендую вам продумать свои ответы заранее, а то выйдет конфуз сплошной, горе и страдание. Как в Басманном суде после "Марша несогласных". Когда очень нужно было посадить Каспарова, и вы впопыхах приписали ему шествие под флагом "Справедливой России". И свидетели ваши охотно подтвердили – так Каспаров и шел, экстремист и правонарушитель.

"Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое".

Сейчас этот сон переживает большая часть страны. Но она обязательно проснется. И тогда мы увидим, кто превратился в альтернативную форму жизни, а кто умудрился сохранить человеческие черты.

Вы надеетесь на помощь своих молодых гвардий? Но вы же сами воспитали их в духе "конкуренции". Как только ваши преимущества будут поставлены под сомнение, эти ребята немедленно зададут стрекача. Вы для них будете лохами. Проиграли - значит, лохи. А настоящий пацан обязан побеждать всегда и везде. И уж тем более постоянно находиться на стороне того, кто побеждает.

А теперь мне бы хотелось обратиться к своим товарищам. Дорогие соратники по коалиции "Другая Россия", по будущей Национальной ассамблее. Подойдите к зеркалу и посмотрите на себя. Вы вряд ли увидите в отражении жвалы, хитин и сетчатые глаза. Вы уже проснулись. И теперь свободны.

Понимаете? Вы. Свободны.

Что они смогут сделать с нами? Выставить кордон бронированной "охранки"? Значит, появится еще один вопрос, про кордон. Зачем стоит, кто приказал, готов ли он объясниться.

А на последнем этапе сопротивления мы услышим привычный деликатный скулеж о том, что мы их неправильно поняли. И нам останется жестоко их растолкать. И посмотреть, что за харя вылезет из-под подушки. Кадыров себя показал, и Путин показал, и Патрушев тоже, вот и "нашисты" подтянулись. Кто у нас там следующий на очереди?

Об авторе:

Станислав Яковлев

Публицист, общественный деятель, активист движения "Смена". Неоднократно принимал участие в акциях и пикетах, организованных украинской и белорусской оппозицией. Убежденный апологет "оранжевой революции". Сторонник ОГФ. Контакты: Живой журнал Станислава Яковлева