Пятый день войны еще не закончился, но некоторые итоги можно подвести.
Во-первых, премьер-министр Грузии Владимир Гургенидзе разочарован действиями, а точнее - бездействием Запада. Гургенидзе полагает, что невмешательство Запада развязало руки российским агрессорам. Разочарование грузинского премьера вполне объяснимо, однако никоим образом не поддерживая вторжение российских войск на грузинскую территорию, трудно и не согласиться со словами Юлии Латыниной: "Обыкновенно режимы, обстреливающие своих граждан из "Града", будь то Цхинвали или Грозный, редко пользуются одобрением международного сообщества, вне зависимости от того, насколько их провоцировала противная сторона".
Опираясь в своих действиях не на законы - как международного права, так и обычной человеческой морали, - но исключительно на предположение о безоговорочной поддержке Запада, Грузия сама дала российским вооруженным силам "абсолютный мандат" на ответные действия. Как воспользовалась этим мандатом Россия – разговор отдельный и особый. Однако это не отменяет принципа "первой крови" и "умеренная позиция Запада" вследствие этого вполне объяснима.
Кстати, об "умеренной позиции". Именно эта позиция открывает широкий простор для маневра со стороны Кремля. Первый раз за последние несколько лет мировое сообщество если и не является "союзником России", то, по крайней мере, представляется "договороспособным партнером". Миф о том, что страны Запада будут действовать против России всегда и везде, какой бы не была российская позиция, развеивается на глазах. Представления о Западе как о "Большом Дьяволе" теперь остаются утешением только для ура-патриотов, которым уже дал суровую авторскую отповедь Глеб Павловский.
Он заявил, что не существует изначально враждебных "западных СМИ", но существуют глобальные СМИ, и для того, чтобы они тебя понимали, не нужно говорить с ними на языке, устаревшем еще в восьмидесятые. Требуется новый язык, язык международного права. Однако людей, способных говорить на таком языке, сейчас практически нет. "...а вместо этого говорят политологи, журналисты, казаки – все те, которые кричат "Банзай, вперед на Тбилиси!", но сами при этом почему-то никуда не идут", - завершил свое выступление Глеб Павловский.
Таким образом, диссонанс между "воинственным" Путиным и "миролюбивым" Медведевым, который отмечает и немецкая газета "Tagesspiegel", стал звучать особенно резко. Можно представить это противоречие как обычную игру "в доброго и злого следователя". Но проблема, скорее всего, гораздо глубже.
Медведев объявил о завершении операции по "принуждению Грузии к миру". Сейчас в Кремле происходят переговоры между Дмитрием Медведевым и Николя Саркози. По последним данным, к этим переговорам присоединился и Владимир Путин.
Ранее Медведев заявил о двух условиях, необходимых для окончательного урегулирования ситуации в Южной Осетии, пишет "Российская газета".
"Первое: возвращение всех грузинских войск на исходные позиции дислокации, частично демилитаризация этих воинских формирований. Второе: подписание юридически обязательного документа о неприменении силы", - перечислил Медведев.
Николя Саркози в свою очередь заявил: "Совершенно нормально, что Россия хочет отстаивать интересы своих граждан и русскоязычных граждан за границей". Одновременно с этим в центре Тбилиси проходит многотысячный "митинг во имя мира". Выступивший на митинге Михаил Саакашвили объявил, что Грузия выходит из состава СНГ и назвал свою страну передовым фронтом борьбы Европы с Россией.
Неназванный представитель Министерства обороны США, слова которого приводит CNN, заявил о достижении Россией своих ключевых военных целей в Грузии. По словам чиновника, значительный урон нанесен грузинской системе ПВО. Кроме того, Тбилиси, по словам источника телекомпании, теперь с трудом может координировать свои военные операции, сообщает Lenta.ru
Генштаб РФ называет сообщения о новых бомбардировках в Грузии "информационной провокацией", докладывает о продолжении военных действий со стороны Грузии и требует присутствия в зоне конфликта международных наблюдателей.
В Грузии не верят заявлению Медведева о прекращении военной операции. Власти Грузии уверены, что, несмотря на прекращение российской "операции по принуждению к миру в Южной Осетии, для Грузии военные действия продолжаются, так как на ее территории остаются оккупационные войска". Об этом рассказал госминистр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили.