
Соглашения в Кэмп-Дэвиде, подписанные Израилем и Египтом при посредничестве США в 1978 году, принято считать прорывом в арабо-израильском противостоянии. Египет стал первой арабской страной, официально признавшей Израиль и установившей с еврейским государством дипломатические отношения.
Такова общепринятая версия – и она имеет фактические основания.
Тем не менее, договор с Египтом не разрубил мертвый узел арабо-израильской конфронтации, а лишь породил иллюзии, в которых нуждались главные архитекторы соглашений из Белого дома.
На деле Кэмп-Дэвидские соглашения стали продуманным шагом по девальвации израильской победы в войне 1973 года. Кроме того, Кэмп-Дэвид легализовал "палестинский вопрос" как ключевой элемент последующей израильской политики. Это стало миной замедленного действия, которая продолжает испускать ядовитые пары и сегодня.
И самое главное: именно в Кэмп-Дэвиде Израиль впервые реализовал принцип "территории в обмен на мир", передав Египту Синайский полуостров, который Израиль вернул в свои границы в результате победы в войне 1967 года.
Кроме того египетская сторона поставила условие: Газа остается вне договоренностей. У Израильского правительства возглавляемого Бегиным не хватило стойкости настоять на включение сектора Газа в договор и передать его Египту вместе с Синаем.
Итак, то, что принято называть "миром", подписанным в Кэмп-Дэвиде, фактически стало не историческим триумфом, а стратегическим поражением Израиля – фундаментом конформизма, который с тех пор определяет израильскую политику.
1991 год: и снова "мир"
На этот раз речь шла уже не о сепаратной сделке между Иерусалимом и Каиром.
В конце октября 1991 года в Мадриде открылась глобальная ближневосточная конференция с участием всех арабских стран региона, а также Великобритании и издающего последние организующие звуки Советского Союза. В Мадриде израильская делегация впервые села за стол переговоров с террористами ООП и лично с Арафатом.
Как и прежде, очередной "мир" обернулся политическим поражением Израиля:
Легитимация Арафата как партнёра по переговорам;
Начало переговоров о создании палестинской автономии как первого этапа к образованию палестинского государства, что подразумевало территориальные уступки Израиля.
1993 год: Осло – "мир" №3
Следствием Кэмп-Дэвида и Мадрида стали договорённости в Осло, подписанные Израилем и Арафатом при посредничестве США. Израиль передал ООП территории Иудеи и Самарии и согласился на создание палестинской автономии.
Очередной "мир" обернулся очередным стратегическим поражением. "Мир" в Осло стал прологом к Второй интифаде, развязанной Арафатом в 2000 году.
1996 год: новая инициатива – новые уступки
Американская администрация предложила очередной мирный план, результатом которого стало новое отступление Израиля. Более 80 % территории исторического Хеврона было передано Арафату.
2005 год: "дорожная карта"
Новая инициатива США завершилась полным уходом Израиля из Газы. Взамен Израиль получил власть ХАМАС в секторе и 20 лет войны.
2025 год: и снова "мир"
Новая ближневосточная конференция проходит по сценарию Мадрида 1991 года – только без участия Москвы. Пышное международное мероприятие с многочисленными гостями и свидетелями, но без "жениха" и "невесты".
Что же сулит очередной "мир" в Шарм эль Шейхе Израилю?
Вместо одного зла – ХАМАС – Израиль получает в Газе целую коалицию своих заклятых врагов. Турция, Катар, Индонезия – страны, открыто враждебные Израилю, – вводят в Газу свои военные контингенты.
Ранее Израиль опасался турецкого военного присутствия в Сирии, в непосредственной близости от своих границ. Индонезия находилась далеко. Теперь же "мир" привёл турецкую армию в Газу, всего в нескольких километрах от израильских городов, а заодно и "далёкую" Индонезию – тоже в Газу, вместе с Турцией и Катаром.
Как показывают факты, все без исключения мирные инициативы не приносили Израилю мира. Они становились прологом к новым войнам и новым территориальным уступкам.
Возможно, на этот раз действительно наступят мир и процветание – как обещают инициаторы. Но мир и процветание обещали всегда.
Мирные инициативы, как водится, сулили не новые войны, а окончание старых. Всегда обещали. И сейчас обещают.
Хочется верить. Но, как известно, факты – упрямая вещь.