
А стоит ли вообще об этом писать? О склоке – иначе не скажешь – между теми, кто персонифицирует фрондерскую часть российской диаспоры. Получилась действительно склока, за которой трудно разглядеть принципиальные разногласия, хотя те, кто освещает происходящее, и поясняют, что разногласия есть. И действительно весьма серьезные.
Я эмигрант, не собирающийся добровольно возвращаться в Россию, покинувший ее, надеюсь, навсегда. Поэтому на разборки тех, кто предполагает влиять на ситуацию в стране, где я не намерен больше появляться, смотрю со стороны и не вижу ни одного деятеля, которому мог бы доверить представлять мою позицию. Так было и до исхода. Наблюдения за активностью фрондеров еще в России убеждали, что они вообще никогда не задумывались над тем, что представляют кого-то, кроме самих себя. Стоит ли тогда удивляться их общественной изоляции?
Но все же некоторые предпочтения у меня есть.
Мне отвратительны слова Владимира Кара-Мурзы о русских, которым невыносимо тяжело убивать украинцев, истребляемых другими народами, населяющими Россию. Об отказе Кара-Мурзы и прочей триколорной фронды открыто поддержать Украину и осудить агрессию России, что необходимо для представительства в ПАСЕ, сказано многими. Воздержусь от эмоциональной оценки. Я согласен с выступлением Гарри Каспаровым на форуме в Галифаксе о дальнейшей агрессии РФ и об отсутствии у Альянса воли к сопротивлению. Вот это – по существу.
Российская – именно российская, связанная с Россией, а не русскоязычная – диаспора свои ниши в мире находит, независимо от политических взглядов. Среди людей всех профессий и занятий, интегрированных в социумы других стран, – не только США и Европы – есть и сторонники Кремля, и его критики, и люди с нейтральной позицией. Создается впечатление, что только активная фронда не находит себе места в меняющемся мире, потому что перемен видеть не хочет.
Всех фрондеров объединяет их невостребованность. Как уже было сказано, об изучении диаспоры и поиска тех, кого они могли бы представлять, лидеры фронды отказались сами. Для них вообще нет этой темы. В России их никто не знает – кто-то забыл, а абсолютному большинству и забывать не надо было. Настроения населения РФ не дают оснований для надежд на перемены. Вот результаты последнего исследования "Левада-Центра". Потенциал протеста с экономическими требованиями находится на низком уровне: 16% опрошенных считают, что сейчас в месте их проживания возможны массовые выступления против падения уровня жизни. При этом лишь 17% респондентов готовы лично принять участие в таких протестах.
Протест с политическими требованиями считают возможным 11% опрошенных (снижение на 35 п.п. с января 2025 года), доля тех, кто принял бы в нём участие, также составляет 11%.
И если действительно, как принято считать, та часть фронды, которая не хочет осуждать российскую агрессию и поддерживать Украину, делает это, рассчитывая сделать электоральные политические карьеры в России, то это абсолютное непонимание ситуации в той стране. Да, поддержка и одобрение войны там абсолютна. Геноцид украинского народа и уничтожение Украины стали главной и надежной основой тоталитарного консенсуса, русской национальной скрепой. Но из этого не следует, что триколорная фронда может рассчитывать на место в политическом истеблишменте, если не будет осуждать войну. Никаких дивидендов от этого не будет.
Однако думаю, дело вовсе не в стремлении понравиться электорату. Как я уже говорил, перемены в России возможны только сверху. И те, кто не хочет осуждать российскую агрессию, надеются на призыв, подобный горбачевскому, на то, что они могут понадобиться власти, в которой будут люди, виновные в геноциде украинцев. Но ведь это такая мелочь по сравнению с окном возможностей.
А на Западе это окно может появиться в случае прихода к власти партий трампопутинского фашинтерна. И весьма вероятно, что позиция Кара-Мурзы и ему подобных рассчитана на такой политический поворот. Я отмечал, что Запад принял Навального, совершенно не интересуясь его ценностями, принципами, программой, хотя очевидным было его сходство с партиями Ле Пен, Фараджа, "Альтернативой для Германии".
И все же, и в РФ, и за пределами родины чудесной фрондеры давно уже люди из прошлого. Нет никакого свободного Запада, противостоящего тоталитарной России. Пиком карьеры Владимира Кара-Мурзы были похороны Маккейна, на которых он был одним из тех, кто нес гроб. То были похороны старого мира.
Европа ждет агрессии двух союзников – США и РФ, не зная, как их ублажить. Хотят откупиться Украиной, как некогда Чехословакией. Плана сопротивления нет, сил сопротивляться нет, электорат склоняется к всё большей поддержке сил, ведущих Европу к новому тоталитаризму.
На этом фоне Каспаров удивительно бестактен со своими обличениями безволия НАТО. Кара-Мурза, конечно, приятнее: про Украину ни слова, вместе Антивоенным комитетом радеет за счета россиян в евробанках. Так европейцы со всей душой – пусть деньги работают на общую пользу. Российская диаспора – она же ведь за родину, за Путина, за мир и дружбу, за взаимовыгодное сотрудничество. И фрондеры ей совершенно не нужны. Западу – тем более.
Всё наладится, все забудется. Эти беглецы ни на что не влияют и никому не мешают. От Украины, конечно, избавиться сложнее, но и с этим новый прекрасный мир справится. Не исключаю, что следующим ходом США будет признание аннексии той территории Украины, которая включена в так называемую конституцию России. И тогда Америка на законных основаниях поможет РФ в их освобождении от украинских агрессоров. На кону очень большие деньги и интересы очень серьезных людей и корпораций. И не надо про Нобелевскую премию.
"Нож в спину" от мировой плутократии – известный мем нацистской пропаганды, объяснявший поражение Германии в Первой мировой войне. Но сейчас такое происходит в реальности – нож в спину Украины от транснациональных корпораций, исполнителем воли которых является Трамп. Ножом в спину называют еще участие российской армии в оккупации и разделе Польши вместе с нацистской Германией. Не исключаю, что и сейчас союз США и РФ против Украины и Европы приведет к чему-то подобному. Лидеры эмигрантской фронды об этом не думают и не говорят
Вот какой парадокс. Люди, контролирующие самые интеллектуальные, самые продвинутые компании, – бролигархи – стали во главе варваризации мира, отказывающегося от своего культурного и морального наследия, от многовековых гуманитарных достижений. И в качестве главного исполнителя выбрали человека, чей интеллектуальный и культурный уровень, объем знаний о мире ниже плинтуса. Не говоря уже о полном отсутствии у него эмпатии и о его криминальной репутации. Европейские элиты подстраиваются под уровень, заданный США и Россией, вместо того чтобы противостоять очевидной деградации. И об этом лидеры эмигрантской фронды не говорят и не думают.
К чему я клоню? А к тому, что бессмысленно, непродуктивно, бесперспективно вести пустые споры об обустройстве России, где царит тоталитарный консенсус, которая безнадежна. К тому, что не стоит тешить себя пустыми надеждами на возвращение, пытаться выдавать нынешнюю правящую элиту РФ за глупцов, ничтожеств, безумцев, но при этом ждать от них зова во власть. Нельзя больше оставаться провинциалами, замкнутыми на мелких склоках, – Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем. Или выяснять, какой именно Петр Иванович первым сказал: "э".
Новый мир будет страшен – это уже понятно. Придется меняться – не приспосабливаться, а меняться – это иное. В России свободное осмысление происходящего невозможно, там-то как раз приходится приспосабливаться. А вот эмиграция дает интеллектуально ответственным людям шанс на собственное развитие, на честное и смелое постижение происходящего – по гамбургскому счету. Я пытаюсь по мере сил этим заниматься, так что имею право на подобный призыв. Склоки бессмысленны. А вот понимать, кто есть кто, необходимо, чтобы не вести напрасную борьбу за какое-то единство, которое недостижимо. Меняться самим, не пытаясь изменить других – тогда, может быть, и мир будет меняться не в самую худшую сторону, хотя шансов на это почти нет.
"Мой товарищ, в смертельной агонии
Не зови понапрасну друзей"
мы с тобой
наблюдаем агонию
той вселенной
где жили вчера
и пока
в предубойном
загоне мы
попрощаться
друг с другом
пора
и совсем уже
было бы славно
перед тем
как идти на убой
не забыть бы
о самом
о главном
попрощаться бы
с прежним собой
17 августа 2015