
В интервью для английского издания президент Молдовы Майя Санду заявила, что лично проголосовала бы за объединение Молдовы с Румынией, если бы был организован референдум по этому вопросу.
Ее заявления вызвали эмоциональные реакцию как в СМИ Молдовы и Румынии, так и в международной прессе.
Однако для многих ускользнула важная деталь – Санду сказала еще кое-что, помимо своего строго личного мнения по вопросу воссоединения: она уважает волю большинства молдаван, выраженную на конституционном референдуме о вступлении в ЕС, – привести Молдову в ЕС как независимое государство, а не путем объединения с Румынией.
Майя также заявила, что вступление в ЕС укрепит суверенитет Молдовы, и отметила, что Молдове становится все труднее выживать как демократии в условиях гибридного (и не только) давления и угроз со стороны России.
Решение делать такие проунионистские заявления не для местных журналистов, а для британских журналистов с мировой аудиторией, имеет несколько объяснений.
1. Майя Санду пытается оказать давление на ЕС, чтобы тот ускорил процесс вступления Молдовы в ЕС, учитывая, что вся предвыборная кампания Майи и ее партии, а также референдум о вступлении в ЕС в основном состояли из обещания привести страну в ЕС в 2028 или до 2030 году. Таким образом, Майя пытается привлечь внимание европейцев к маленькой Молдове, поскольку известно, что все глаза сейчас прикованы только к Украине, Трампу и Гренландии, а приоритет расширения ЕС на восток как-то отошел на второй план, если не на третий.
Европейские партнеры, включая такие влиятельные европейские государства, как Франция, Германия, Венгрия, Бельгия, а также геополитические партнеры Великобритания и США поддерживают государственность Молдовы. Послание для них, но особенно для европейцев, ясно: поддержите нас так же, как Украину. Молдова пошла на огромные жертвы, чтобы поддержать Украину и украинский народ с начала российско-украинской войны и до сих пор, зачастую превышая свои экономические возможности и скромные ресурсы. Пришло время вознаградить нас справедливо и честно.
2. Это также послание России: смотрите, мы в любой момент можем объединиться с Румынией и не только сократить путь в ЕС, но и вступить в НАТО, чего не планировалось. Майя пытается донести до России, что сейчас в случае с Молдовой существует только два сценария развития событий, и, судя по тому, как обстоят дела, а также по результатам опросов в Молдове, это соответствует реальности – вступление в ЕС или объединение с Румынией. И никакого буферного государства, серой зоны или межцивилизационного моста, как это было в течение трех десятилетий.
Молдова и молдаване – это народ, который, помимо славянских корней, имеет и латинские корни, говорит на румынском языке, древнем языке латинского происхождения, а значит, это европейский и только европейский народ.
Послание россиянам ясно: если вы доведете нас до отчаяния, мы объединимся с Румынией. Прекратите гибридные атаки и давление на Молдову, в том числе перестаньте использовать Приднестровье и приднестровцев против Молдовы и их молдавских братьев. Если вы действительно считаете, что Молдова должна сохранить свою государственность, убедите ваши партии и политических деятелей в Молдове поддержать с сегодняшнего дня присоединение Молдовы к ЕС, что является единственным способом, при котором молдаване не будут стремиться к объединению с Румынией, или, проще говоря, Румыния и объединение перестанут быть привлекательными, потому что молдаване будут иметь свое государство в ЕС.
Альтернативой, таким образом, является объединение с Румынией, чего вы не хотите.
3. Послание для Румынии – в случае форс-мажора, будьте начеку. В румынской прессе Майю Санду уже сравнивают с правителем Александром Иоанном Кузой, создателем современного румынского государства, объединившим в 1859 году Молдавию и Валахию. И это даже несмотря на то, что она сделала всего лишь несколько заявлений (кстати, не в первый раз). Но представьте, какими были бы реакции, если бы Майя Санду предприняла конкретные шаги к объединению. Хотя Майя Санду исключила, что она заинтересована заниматься политикой в Румынии, тем более что она, как и большинство молдаван, имеет и румынское гражданство, геополитическая и международная конъюнктура может поставить ее в положение Кузы.
Хотя шансы Молдовы присоединиться к ЕС самостоятельно, а не через объединение, выше, Майя Санду дала понять, что Румыния должна разработать конкретный план объединения с Румынией, план, соответствующий европейским и международным нормам, план, который должен работать здесь и сейчас, а не абстрактный проект о том, как мы должны интегрироваться когда-нибудь в будущем, даже если мы объединимся или “Ad-hoc” по типу 1918 года.
4. Послание для Гагаузии и Приднестровья: у вас нет другого выбора, кроме как поддержать присоединение Молдовы к ЕС, тем более что ЕС оказывает вам экономическую, финансовую и гуманитарную поддержку. Альтернатива? Объединение с Румынией. Где неизвестно, будете ли вы иметь те же языковые привилегии, что и в Молдове, даже если Румыния является европейским образцом в предоставлении политических прав этническим меньшинствам.
5. Послание молдавскому обществу – я понимаю, что необычно, когда глава государства говорит о включении своего государства в состав другого государства, даже если оба государства имеют идентичности, за небольшими исключениями, скопированные как по ксероксу.
Румыния является самым важным и крупным инвестором и сторонником Молдовы, самым большим защитником Молдовы на международной арене. Объединение является более коротким и запасным вариантом, который мы не можем исключать в случае экзистенциальной угрозы для Молдовы. На практике это может возникнуть тогда, когда Кишинев не сможет гарантировать безопасность своих граждан, что является единственной и главной обязанностью любого государства.
6. Послание пророссийским партиям и гражданам с пророссийскими взглядами – вам тоже остается только выбрать, что лучше для Молдовы и для вас: независимое вступление в ЕС или объединение с Румынией. Решение за вами.