
О возможном объединении Молдовы и Румынии никогда не говорили так много, как в последние недели. Своим проунионистским заявлением президент Молдовы Майя Санду сломала большое табу в молдавском обществе.
Хотя ясно, что большинство граждан Молдовы, включая диаспору, не хотят присоединения своей страны к ЕС путем объединения с Румынией, а путем присоединения как суверенного молдавского государства. И власти в Кишиневе, и молдаване понимают, что объединение с Румынией остается аварийным вариантом на случай, если российские оккупационные войска сумеют продвинуться вглубь украинской территории, прорвав Одессу и другие юго-восточные регионы, близкие к границе Молдовы и Приднестровья.
Министр иностранных дел Молдовы Михаил Попшой дал понять, что возможный союз Молдовы и Румынии может стать реальностью только в результате таких внешних обстоятельств. Не желая этого и, возможно, не осознавая этого, Россия своими действиями может спровоцировать объединение двух государств, в которых говорят на одном языке и где существует единая культура.
Возможное объединение могло бы повторить объединение 1918 года, когда Бессарабия (Молдавская Демократическая Республика), чтобы избежать оккупации и большевизации края после большевистской революции в России, решила через местный парламент (Sfatul Țării) демократическим путем и с согласия, в том числе и национальных меньшинств края, просить о присоединении к Королевству Румыния.
Хотя сегодняшняя ситуация для жителей Молдовы может напоминать ситуацию 1918 года, следует отметить, что сегодня существует независимая Украина, и если объединение Молдовы и Румынии может произойти без достижения российскими оккупационными войсками вышеупомянутых целей, этот процесс может принести определенные преимущества, но и риски для украинского государства.
Радикальные унионисты, особенно в Румынии, когда говорят о соединении с Молдовой, относятся к этой территории не как к независимому государству, а как к бывшей простой окраинной провинции – Бессарабии. С их точки зрения, возможное объединение произойдет не потому, что этого хотят два государства, а потому, что будет исправлена так называемая историческая ошибка 1939-1940 годов, когда в результате подписания пакта Молотова-Риббентропа Румыния уступила/потеряла Бессарабию, Северную Буковину и Герцкую область.
Помимо того, что они презирают Молдову как государство, они также ставят под сомнение территориальную целостность Украины, ведь территории, утраченные Румынией в 1940 году, включали не только нынешнюю территорию Молдовы, но и юг Бессарабии (Буджак – не имел румынского большинства, а представлял собой конгломерат народов), север Буковины (имел относительное украинское большинство) и север Бессарабии – Хотин (имел украинское большинство). После советской оккупации территории со значительным украинским населением были переданы Украине.
В Румынии существует ряд радикально-националистических партий, среди которых уже хорошо известная партия AUR, лидирующая в настоящее время в предвыборных опросах, члены которой постоянно заявляют о том, что Румыния должна потребовать от Украины "возвращения румынских территорий обратно в румынское лоно". Кроме того, эта партия использует символику, олицетворяющую прежние границы межвоенной Румынии, включая Молдову и территории Украины.
В настоящее время политологи в Бухаресте обсуждают риски того, что партия AUR (популистская и массовая партия, называющая себя суверенистской) придет к власти, либо создав коалицию с партией PSD, либо правив в одиночку, получив большинство в парламенте. Следует отметить, что некоторые члены AUR уже говорят о том, что AUR будет "связывать вступление Украины в ЕС передачей Румынии северной части Буковины и южной части Бессарабии", где румыны являются меньшинством и не имели большинства еще с XIX века.
Неясно, что они готовят для проживающих там украинцев, но некоторые военные круги, бывшие сотрудники спецслужб времен Чаушеску, а ныне члены AUR, говорят об организации так называемых принудительных обменов/перемещений населения между Румынией и Украиной или Россией. До появления международного права такие практики имели место, но сегодня их можно назвать геноцидом и преступлениями против человечности.
В Украине румынская партия AUR не была запрещена, но ряд ее представителей, депутатов, сенаторов, советников уже получили запрет на въезд на территорию Украины. В начале российского вторжения в 2022 году члены этой партии под предлогом оказания гуманитарной помощи украинским беженцам агитировали румынское меньшинство, говоря им, что “Румыния – ваша родина” и что “вы должны вернуться в Румынию”.
Возможное объединение Молдовы с Румынией, если оно произойдет в условиях, когда в Бухаресте у власти будет партия AUR, может повлечь за собой ряд рисков для Украины. Румыния через AUR может отозвать свою военную поддержку Украине, если война будет продолжаться, может выступить против вступления Украины в ЕС, считая украинское государство буферной зоной, или может выдвинуть всевозможные, в том числе и невозможные, условия, касающиеся уступки некоторых территорий или гарантирования чрезмерных прав для румынского меньшинства в Украине.
Кроме того, с приходом к власти AUR не исключено, что будут выделены ресурсы и даже силы для разжигания сепаратизма в румынских селах на границе с Румынией или для создания искусственных межэтнических конфликтов между румынами и украинцами на севере Буковины или юге Бессарабии.
Создание искусственных межэтнических конфликтов не является чем-то новым – этот метод уже был опробован в румынских церквях, связанных с промосковскими представителями УПЦ. Религиозные лидеры и лидеры общественного мнения из северной Буковины не раз договаривались с промосковскими религиозными структурами Украины, чтобы дискредитировать Украину и представить ее как угнетателя верующих.
Объединение Молдовы и Румынии, если бы оно произошло без участия представителей или радикально-националистических партий Румынии, могло бы принести выгод Украине. Во-первых, граница между Украиной и ЕС и НАТО значительно расширилась бы, а приднестровская проблема перестала бы быть угрозой региональной безопасности.
С экономической точки зрения, связи между Румынией и Украиной будут более тесными, а стратегическое сотрудничество, в том числе в Черноморском регионе, будет расширяться. Румыния может стать крупным поставщиком оружия и боеприпасов для Украины, наравне с Польшей.
Кроме того, благодаря инфраструктурным проектам, которые Румыния развивает в Молдове, она могла бы привлечь к ним и Украину, в частности Одессу, Черновцы, Николаев, Измаил.