Пятая колонка

Главная // Пятая колонка // Бросай свое дело, в ПАСЕ собирайся

Бросай свое дело, в ПАСЕ собирайся

Виталий Гинзбург: Не Россия, а к России были предъявлены требования и определены условия, которые она приняла.

20.10.2025 • Виталий Гинзбург

Путин и восстановление полномочий в ПАСЕ. Карикатура С.Елкина: dw.com

"На каждую хорошую мысль неизбежно находится свой дурак, аккуратно доводящий её до абсурда"
И.Ильф, Е.Петров, "Чудак"

В прошедшие выходные в Варшаве прошел съезд "меньшевиков", если исходить из того, что сторонников Ильи Пономарева можно считать "большевиками".

Всемирно-историческое или возможно всемирно-комическое значение этого съезда состоит в том, что в субботу до обеда он считал себя съездом, но столкнувшись с неверием россиян в легитимность его участников после обеда переформатировался в Оргкомитет коалиции российских демократических сил. В воскресенье он уже стал Форумом российской оппозиции за Украину.

В принципе всё, как зачастую бывает в России – не справившись с делом меньшего масштаба, сразу взяться за большее. Причем провозгласив своей целью поддержку Украины, умолчать о поражении России. И вместо этого или для этого было принято решение сначала победить ПАСЕ.

Поскольку может не получится ни то, ни другое, то не так будет обидно.

Это просто очередная иллюстрация к тому, как идея ПАСЕ овладела т.н. российскими демократическими силами. Не идеи, с которыми они хотели бы прийти в ПАСЕ, а идея просто туда прийти.

Я уже писал о позиции М.Ходорковского. Он, как публичная личность в разговоре с В.Пастуховым открыто ее сформулировал – продемонстрировать единство российской оппозиции. И при этом, он столь же открыто рассуждает о двух разновидностях зла – в лице Путина и в том, что ему представляется российским обществом.

В.Кара-Мурза в свою очередь, рассуждает совершенно иначе. Для него зло – это Путин, а российское население для него и общество – как минимум не зло. Но при этом он хочет отобрать манекенов русской демократии единолично. Возможно посоветовавшись с Натальей Арно и В.Миловым, но точно без выборов.

М.Фейгин уже третий год носится с идеей выборов без процедуры.

А.Илларионов от имени неопределенного сообщества вообще выразил особый подход. Его характеризуют совсем нелогичные утверждения о том, что отбор участников Платформы еврочиновниками вызовет недоверие российских граждан к ПАСЕ. Или предубеждение и определение "самозванцы" с его стороны. "Самозванцы будут изобличены за присваивание мандатов и полномочий",

При всем уважении к А.Илларионову не могу не обратить внимание на следующее.

Во-первых, статус граждан, применительно к россиянам в нынешней ситуации необходимо употреблять с известной степенью осторожности.

Во-вторых, когда Россия вступала в ПАСЕ, то доверие к этой структуре было априори, а доверия к России со стороны ПАСЕ явно недоставало.

Не Россия, а к России были предъявлены требования и определены условия, которые она приняла. Стало быть, речь идет не о доверии россиян к ПАСЕ, а наоборот, о доверии ПАСЕ к тем, кого она пригласила и в отношении кого она не только сформулировала критерии, но и предусмотрела жесткие процедуры контроля.

В-третьих, ссылки на суверенитет России и одновременно на демократические нормы, в данном контексте противоречивы. Суверенитет России пока реализуется не народом, а властью и в значительной степени в имперских интересах, что недопустимо. Причем по смыслу и Резолюции ПАСЕ и Берлинской Декларации. Более того, при отборе членов российской платформы в любом случае ПАСЕ будет прислушиваться к мнению Украины, интересы которой А.Илларионов с коллегами взялся защищать.

ПАСЕ сама, вопреки позиции хороших русских, установила на первом этапе квоту в одну треть для представителей колонизированных народов, а на втором этапе отдельную платформу для них и для представителей российских регионов, которые имеют отличные от многих хороших русских видов на свое будущее.

Именно все это подтверждает, что главной проблемой в формировании Платформы т.н. РДС являются не выборы, не процедура, а преодоление имперского наследия, Русской Матрицы, иррационализма и искусственного характера российского государства.

Причем вышеперечисленное – это лишь вершина айсберга.

Стремление стать участниками платформы уже выразили десятки людей, среди которых некая эколог-антисемитка Н.Новоселова, известная лишь заботой о детях Газы, несколько человек, публично подтвердивших как отсутствие образования, так и политического опыта и ряд им подобных.

Разумеется, у них нет практически никаких шансов.

Но, тем не менее, подобный энтузиазм масс, помноженный на гибкость взглядов, в частности на "крымнаш" в недалеком прошлом делает возможным исключительно отбор участников платформы со стороны ПАСЕ. И в соответствии с объявленными критериями, с учетом мнения Украины и с особым подходом к реализации квоты, выделенной для представителей колонизированных народов. Тем более, что именно эта треть мест уже вызвала ожесточенные споры и появление боевых "бурятов" при наличии бурятского национального движения за независимость.

Россия, как государство в Совете Европы не участвует и европейские ценности не разделяет.

Российская оппозиция, даже с учетом формальных критериев, подписантов Берлинской Декларации составляет 32 тысячи человек, что составляет менее 0,03% списочного населения. Никакой единой команды, представляющей даже наименее кровожадную часть российского населения, не говоря уже о демократически мыслящих людях, российская оппозиция представать не в состоянии. Тем более она не может представить всю палитру мнений народов и регионов страны.

Само по себе решение о формировании платформы т.н. демократических сил – это первый шаг поддержки внешнего управления этой территории, как бы к этому не относиться.

Соответственно, платформа т.н. российских демократических сил сможет быть эффективна лишь демонстрируя не единство, а многообразие позиций и подходов к будущему устройству нынешней территории России. И это позволит ПАСЕ, говоря о российских демократических силах без колебаний и дополнительных резолюций убрать всего два слова из этого определения.

Эти слова – ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ.

И понять какая большая разница стоит за этим.

Об авторе:

Виталий Гинзбург