Пятая колонка

Главная // Пятая колонка // Как проиграть, даже не начав бороться

Как проиграть, даже не начав бороться

Михаил Долиев: Нет, я не призываю после прихода к власти уничтожать своих союзников.

18.11.2025 • Михаил Долиев

Михаил Долиев

Наблюдая за некоторыми деятелями российской оппозиции, я прихожу к выводу, что они не собираются брать власть. Нет у них воли к власти. Нет стратегии победы. Однако есть стратегия вечного срача. Есть стратегия поражения.

Многие деятели считают для себя недостойным общение не только с будущими избирателями – простыми смертными, – но и с равными по званию лидерами оппозиции, считая их ещё бОльшими противниками, нежели путинский режим. Что наводит на размышления...

Наблюдая же за немецкой политической культурой, я вижу иные примеры. Вот две партии с противоположными политическими взглядами – ХДС/ХСС и СДПГ – договорились между собой, чтобы к власти не пришли представители пропутинской оппозиции. Здесь сам политический опыт страны учит.

Оглядываюсь на наших, – нет, не вижу у них цели по свержению путинского режима. Срачи, молотки, навешивание ярлыков вижу.

Или вот пример из российского прошлого. Большевики, чтобы прийти к власти, ситуативно блокировались со всеми, кому был ненавистен царский режим. Здесь были и меньшевики, и анархисты, и левые эсеры, и множество видов коммунистов и социалистов. Только после решения стратегической задачи большевики рвали со своими политическими попутчиками. Что ни говори, Мастер Размежевания умел блокироваться.

Нет, я не призываю после прихода к власти уничтожать своих союзников. Но я задумываюсь, какую страну построят эти политические деятели, если так называемые либералы сегодня не видят другого режима в России, кроме исключительно с самими собой во главе? Как они собираются ладить в парламентах, совещательных органах, где будет заседать не только правящая партия, но и множество мелких? Как эти люди будут договариваться и заседать в будущем парламенте? Как они собираются находить консенсус?

Хорошо, вам не нравится пример с большевиками. Но возьмём Черчилля. В своей книге "Мировой кризис" автор признаётся в том, что вполне бы поладил с Троцким и большевиками ещё в 1918 году. Условие было простое – незаключение мира с кайзеровской Германией. Позже, в 1941 году, Черчилль заключает союз со Сталиным. Кроме того, сам Уинстон стоял во главе коалиционного, весьма зыбкого правительства в период с 1940 по 1945 год, состав которого менялся в течение войны несколько раз. Притом, что премьер-министр был непреклонен к главному врагу, внутри страны он демонстрировал особую лояльность.

Вот и совсем недавно в Нью-Йорке победил Зохран Мамдани. Злые языки называют его леваком и даже коммунистом. И что я слышу в российской среде эмигрантов? Идёт полное неприятие, вплоть до призывов отменить результаты выборов.

Год назад уже приходилось слышать это знакомое, карякинское: "Америка, ты одурела!" – в отношении выбора народа США – Дональда Трампа. Да, возможно, американцы сделали ошибочный выбор. Но пройдут четыре года – и избранник будет вынужден уйти. Если, конечно, ранее не воспользуются процедурой импичмента. Глас народа – глас божий.

А что предлагают делать деятели оппозиции из России в подобной ситуации? Привычно сфальсифицировать результаты выборов? Расстрелять неугодного кандидата-победителя? Может, отравить?

На мой взгляд, российские деятели оппозиции демонстрируют тот единственный метод, к которому привыкли у себя дома, – и так, видимо, они собираются действовать в России, если на них внезапно свалится власть.

Mikhail Doliev

Об авторе:

Михаил Долиев