
На протяжении 250-летней истории форма государственного устройства США весьма существенно изменилась. Вначале это было ассиметричное сочетание территориально-этнического (индейские резервации) и территориального (штаты) принципов при относительно слабом федеральном правительстве сосредоточившимся в основном на внешней политике, обороне и решении споров между штатами. Полномочия Вашингтона существенно расширились в годы Первой мировой. Новый этап начался в 1930-е, когда в условиях острого экономического кризиса правительство взяло на себя функции стратегического менеджмента в экономике и финансах.
После Второй мировой процесс пошел еще быстрее и масштабнее. Это было связано с глобальными амбициями "лидера и защитника демократии". В рамках этой общей концепции правительство стало активно вмешиваться в развитие науки, образования, особенно, высшего (affirmative action), в выработку направления экономического развития (переход к экономике знаний, концепция цивилизационных кругов), в формирование социальной политики (DEI).
Таким образом, происходит не просто перераспределение власти в рамках территориальной федерации, но и введение нового принципа – представительство меньшинств, причем не только во властных структурах, но и в образовательных, научно-исследовательских учреждениях, НГО и даже в частном бизнесе. Одновременно, существенно расширились полномочия резерваций. Более того, несмотря на "melting pot" в американском социуме сохраняются и укрепляются культурно-религиозно-этнические "капсулы" (общины). Таким образом, США фактически трансформируются в сложную территориальную, территориально-этническую и общинно-представительскую федерацию приправленную национально-культурной автономией, что отражает процесс развития цивилизованного общества через разнообразие.
Правая революция Трампа может обернуть вспять эти процессы и осуществить переход к унитарной организации государства, изменяя при этом и политический режим – с демократического на авторитарный. Главная опасность этой правой волны заключается в том, что в борьбе за власть Трамп апеллирует к реальным проблемам Америки. Эти проблемы появились вследствие принципиальных ошибок допущенных в ходе либерально-демократического переустройства американского общества, изначально протестантского, маскулинного, белого, весьма консервативного и изоляционистского.
Пусть у Трампа уже нет времени для таких фундаментальных трансформаций, но ему в затылок дышит молодой ДД Вэнс, которому есть что вспомнить этим "яйцеголовым и тупым либералам". Более того, импульс, заданный Трампом, пошел гораздо дальше границ самих США. Правые волны мы наблюдаем во многих странах Европы. Но это уже другая история.