
"Русские должны осознать, что, в первую очередь, они являются православными, во вторую – русскими и лишь в третью – людьми."
Дугин А. "Основы геополитики. Геополитическое будущее России." М., 1997, с.254
В сети появилась интересная информация о передаче российских активов французской компании Air Liquide. Из публикаций, широко распространенных СМИ может сформироваться упрощенная картина произошедшего. Привлекательные активы из недружественной В. Путину Франции переданы в управление некому жулику, отметившемуся на космодроме "Восточный" и водящему дружбу с семьей Д.Рогозина. Но после более глубокого анализа ситуации, все оказывается значительно серьезнее.
Во-первых – объект рейдерского захвата. Компания Air Liquide – это крупная французская технологическая компания, входящая в глобальный рейтинг Fortune Global 500. Примечательно то, что её капитализация в пять раз превышает её оборот, что не очень характерно для химической отрасли. Бизнес компании растет более чем на 5% в год. Ее основная продукция – это технические газы, без которых не работает металлургия, нефтепереработка и нефтехимия, космос и т.д. Это важный глобальный игрок на рынках водородной и возобновляемой энергетики и микроэлектроники.
Таким образом – это атака на серьезную французскую компанию.
Но особенность ситуации даже не в этом. Такое уже было с активами Renolut в 2022 г.
Это атака на крупнейшую частную французскую компанию, бизнес которой в России не имеет никакого отношения ни к государству, ни к олигархам, ни к ресурсам.
Это не Total, два из проектов которой осуществляются не просто с российской госкомпанией, а непосредственно с В.Путиным. Все посвященные люди понимают, что такое "Новатэк" и чьими фронтменами являются Л.Михельсон, не говоря о Г.Тимченко.
И не Renolut, связанный с московским правительством и с Ростехом.
Это атака на очень эффективную, если исходить из анализа ее показателей технологическую компанию, инновации которой жизненно необходимы для России, если разумеется кто-то в ней рассуждает о развитии водородной энергетики, криогенных технологиях, зеленом переходе и т.д. Всем понятно, что переход активов технологической компании под российское управление – это препятствие для развития, деградация и последующий крах бизнеса и проблемы в логистических цепочках.
Это атака на компанию, которая после начала войны объявила о своем намерении выйти из России, а также, следующая самым высоким стандартам прозрачности и противодействия коррупции. Во всяком случае, это, как минимум, следует из ее отчетности.
И, наконец, исходя из вышеперечисленного, можно сказать, что это не просто грабеж компании, а прежде всего атака на Францию. Другое дело, что целью этой атаки выбрана компания, пришедшая на российский рынок с деньгами и технологиями и приверженная более высоким правовым и моральным стандартам в бизнесе, чем это принято в России.
Во-вторых, нельзя не обратить внимание на беспрецедентный характер этого захвата. До этого ОПГ "Кремль" в таких ситуациях старалась сохранять внешние признаки их представлений о праве.
Активы передавались в управление либо Росимуществу с последующей передачей либо тем "своим", которых они реально никогда не бросают, либо крупным госкомпаниям, типа Газпрома или Ростеха, либо региональным правительствам.
Но такого случая, чтобы лично В.Путин своим указом передавал актив с реальной стоимостью в пределах полумиллиарда евро никому не известной компании "М-логистика", зарегистрированной в таганрогском сарае – это явный перебор уже не просто норм российского беззакония, а даже российских понятий.
В-третьих, в таком случае чрезвычайно интересно, почему такое стало возможным. За какие заслуги и в чьих интересах?
Простой ответ, что учредитель и руководитель этой компании – Артем Серебренников смог осуществить подобную операцию, полагаясь на свои связи с семьей Дмитрия Рогозина, выглядит неубедительно. Анализируя его историю и цифровой след, можно сделать вывод, что он в свое время имел отношения с семьей Д.Рогозина. И строительные подряды компании "Интертест" от порохового завода или от Министерства Обороны можно было объяснить подобным образом.
Что касается космодрома "Восточный", тут все несколько сложнее. Поскольку я располагаю базой данных всех подрядчиков космодрома "Восточный" за 2014-16 гг. то могу без труда подтвердить, что такой компании в ней не было. И я ни ее, ни такого человека не помню по совещаниям на космодроме.
Все крупные подрядчики, причем с точными объемами подрядов в июне 2015 г. были публично освещены РБК. И это в то время, когда на космодроме выполнялись работы первой очереди и осуществлялись инвестиции в объеме 70 миллиардов рублей. Более того, в тот период ФСБ осуществлял контроль не только за подрядчиками и за каждой транзакцией, но и за сотрудниками.
Долго и специально рассматривался вопрос о допуске на космодром рабочих из Крыма, а не то, что иностранных граждан или компаний. Поэтому появление среди подрядчиков оффшорной компании, зарегистрированной на BVI, было невозможно даже с подачи Д.Рогозина. Тем более что с лета 2015 г. предпринимались дополнительные попытки замены импортного оборудования, а не только подрядчиков. Например, моей компании было предписано заменить оборудование американской компании Cisco на китайский Huawei.
Судя по отчетности компании "Интертест", взлет объемов бизнеса наблюдался в 2017-18 гг. Но вся проблема в том, что в этот период никаких крупных работ на космодроме не осуществлялось. Работы первой очереди были завершены в 2016 г., а начало работ второй очереди строительства было запланировано в 2019 г. Реально они начались позже.
Естественно, что в таком случае сложные инженерные работы, по которым А.Серебренников судя по его аккаунту в LinkedIn, позиционировал себя в качестве лидера российского рынка индустриального инжиниринга, должны были проводиться в 2021-22 гг., когда его компания проходила процедуру банкротства.
Кроме того с конца 2016 г. на космодроме была произведена полная замена Генерального подрядчика в связи с ликвидацией Спецстроя. Соответственно, в тот период крупные платежи могли проходить только в связи с завершением работ первой очереди, но в этой ситуации имели место серьезные злоупотребления. Например, работы первой очереди были фактически выполнены, но заказчики под всевозможными причинами отказывались оформлять их выполнение.
Таким образом, подрядчики формально не могли отчитаться и в связи с этим ко многим из них предъявлялись претензии и возбуждались уголовные дела под предлогом неисполнения контрактов, хотя физически все работы были выполнены. Впоследствии выполненные работы оформлялись на других подрядчиков и повторно оплачивались. Мне такие случаи были известны.
Но такие "подрядчики", имели шанс выйти из проекта, имея поддержку исключительно руководства ФСБ, а не только Д.Рогозина.
Следовательно, Артем Серебренников и его "Интертест" мог выполнить только "подряды" подобного рода с соответствующим прикрытием. В противном случае он был бы подвергнут уголовному преследованию.
Я уже неоднократно писал о том, что космодром "Восточный" начинался, как проект исключительно для воровства, потом на некоторое довольно короткое время он был переформатирован в проект престижа, но все закончилось проектом-приманкой.
В марте 2015 г. из этого проекта вышла компания Г.Тимченко – СТГ, располагавшая там приличными объемами. Воровство было сконцентрировано на Крымском мосту, "Северном потоке", ГПЗ рядом с космодромом, куда, кстати, и перешла работать компания Г.Тимченко. А на космодроме остались только сумасшедшие и отчаянные люди с умыслом воровать под двойным контролем ФСБ.
Следовательно, интерес к личности А.Серебренникова состоит именно в том, что его компания вопреки нормативным требованиям была подрядчиком на космодроме, объем ее работ никому не известен, но при этом ни к компании, ни лично к А.Серебренникову не было предъявлено никаких претензий. Именно это характеризует его уровень и реальный статус, а также ресурс его покровителей, а не то, как это принято описывать в СМИ, типа ФБК.
Но личность А. Серебренникова вызывает интерес и после 2022 г.
Каким образом он попал в компанию Air Liquide в 2022-м году после того, как она взяла курс на уход с российского рынка да еще на должность директора по GR? И на кого он фактически работал в этот период?
Нет никаких оснований полагать, что это могло быть связано с Д.Рогозиным. Он в этот период существенно утратил административный ресурс, был направлен на оккупированные территории и маловероятно, чтобы ему, находясь в фактической опале, удалось стать бенефициаром такого актива и еще таким тяжеловесным с аппаратной точки зрения способом. И пройти через все согласование в АП и положить на стол В.Путину такой документ.
Соответственно, можно предложить, кто является реальным бенефициаром захвата этого актива.
Им может оказаться кто-то из руководства ФСБ, человек масштаба Д.Мантурова, с учетом того, что это все-таки промышленный актив, требующий некого профессионализма, а не исключительно силового ресурса или Схема Кириенко, которая имеет опыт управления технологическими активами и может стать как финансовым, так и технологическим бенефициаром этого проекта.
Разумеется, бросается в глаза информация о том, что компания Air Liquide изучает ситуацию и рассматривает возможные варианты действий. Air Liquide, как и другие западные компании столкнулись с ситуацией, когда они в свое время вошли в "экономику дебилов", как ее определил С.Алексашенко, полагая что она, как и страна, и люди, нормальные, а выходить приходится с осознанием этого печального факта.
С моей точки зрения в сложившейся ситуации возможны несколько сценариев, в зависимости от целей компании, принимая во внимание уровень оппонентов и огромное количество нарушений закона с российской стороны.
Если компания рассматривает вопрос о возвращении актива – это один сценарий.
Если получение компенсации нанесенного ущерба – несколько других.
В любом случае очевидны неправомерные действия, прежде всего, самого В.Путина, нарушение международных соглашений о защите инвестиций и т.д.
Очевидны возможности предъявления претензий и ареста зарубежных активов, резонансных как для В.Путина, так и для государства или государственных компаний, а также активов фронтменов В.Путина во Франции.
Ясно одно, действиям В.Путина и России в русском духе и исходя из традиционных для них ценностей, должны привести к неприемлемым для них последствиям.